Модели организации образовательного процесса в доу. Модель организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду

41 минута на чтение

Пять моделей организации образовательного процесса. Кейс"-технология После прохождения вступительных испытаний студент для проведения учебы получает набор (кейс, комплект) учебных материалов. Обычно формируется группа студентов, компактно проживающих в районе (хотя он может учиться по этой модели и автономно без контактов с другими обучающимися). На установочном занятии по каждому предмету тьютор обьясняет, как работать с учебно-методическими пособиями, на что обращать внимание при изучении предмета, объясняет организацию самостоятельной работы, расписание и др. Затем периодически проводится консультирование и проверка тестов.

Самостоятельная работа составляет основу учебного процесса. Завершается изучение предмета обычно заключительным занятием, на котором обсуждаются наиболее трудные вопросы, и проводится экзамен.

Экзамены проводятся письменно в очной форме. Основу комплекта средств обучения составляют бумажные (печатные) учебные пособия, которые могут дополняться аудиовидеоматериалами, компьютерными программами на CD или других носителях. Образовательный процесс может происходить в базовом вузе или в Региональном Центре (РЦ), учебно-консультационном пункте (УКП), территориально удаленными от Центра.

Для проведения учебного процесса преподаватели могут выезжать в РЦ (УКП) или для реализации учебного процесса могут готовиться тьюторы из числа преподавателей или специалистов, проживающих в регионе. "Кейс"-технология напоминает схему заочного обучения. Видимые отличия заключаются в том, что разрабатываются и используются специальные учебные комплекты средств обучения, предоставляются более свободные временные рамки начала и окончания учебного процесса. По каждой дисциплине за студентом (группой студентов) закрепляется преподаватель-консультант (тьютор), который в обязательном порядке проходит сертификацию в базовом вузе и проводит со студентами занятия по индивидуальному, согласованному с администрацией вуза, графику.

Реальный процесс обучения (на примере ИДО МЭСИ, см. Приложение A. Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ)) включает в себя самостоятельное изучение под руководством тьютора и выполнение контрольных заданий. Продолжительность обучения по одному учебному курсу составляет 1-3 месяца в зависимости от количества учебных часов, предусмотренных учебным планом на изучение данного курса.

Процесс обучения начинается вводным однодневным семинаром, проводимым на территории регионального учебного центра по соответствующему учебному курсу. Очные встречи с тьютором происходят с периодичностью 1-2 раза в неделю. В период самостоятельного изучения обучающийся может консультироваться с тьютором с помощью телефона, электронной почты и других возможных средств связи.

В процессе самостоятельной работы студент должен выполнять комплексные задания в виде теста, тренировочные задания и другие контрольные мероприятия. Процесс обучения заканчивается итоговым однодневным семинаром проводимым на территории РЦ. Экзамен проводится в устной форме. В случае неудовлетворительной оценки учащийся может либо пересдать экзамен за дополнительную плату, либо пройти повторный курс обучения.

В учебном процессе используются: учебно-практические пособия, подготовленные в бумажном варианте специально для технологий ДО; учебный материал на аудиокассетах (для изучения английского языка); учебный материал на CD-ROM. (менеджмент, компьютер для начинающих). Все эти средства укладываются компактно в кейс. Как видно из описания "кейс"-технологии,– это хорошо известное заочное обучение. По "кейс"-технологии с некоторыми вариациями обучаются, например, в Международном институте менеджмента "ЛИНК" (см. Приложение B. Международный институт менеджмента "ЛИНК"), МИЭП, МГИУ и др. 4.1.2. Корреспондентское обучение В данной схеме организации учебного процесса после оформления необходимых документов студент получает учебные материалы и к нему прикрепляется преподаватель, который консультирует и проверяет контрольные работы.

Очные контакты не планируются. Основа информационного обмена чаще всего ложится на традиционную почту. При большом количестве студентов ввиду значительного объема документации в самом ОУДО оформление и мониторинг учебного процесса студентов автоматизирован.

Описываемая схема претерпела мало изменений от известного варианта, используемого за границей еще с 20-х годов и носящего название "по переписке" или "корреспондентское обучение". Отличие современной модели можно заметить в формировании комплекта средств обучения (включаются, кроме печатных учебных пособий, компьютерные программы, учебные пособия на аудио- и видеоносителях), а также использование телефона и других средств связи для дидактического и организационного взаимодействия студента с вузом.

Модель в целом ориентирована на случаи, когда в месте обучения студента отсутствуют телекоммуникации. Временной график обучения гибкий и согласовывается с ОУДО. Итоговая аттестация может происходить очно или вообще без реального присутствия студента в Центре ДО. Таким образом, в основе данной модели лежит процесс постоянного обмена по почте или каким-то другим способом между преподавателем и студентом учебными материалами, выполненными заданиями, рекомендациями и замечаниями преподавателя и т.д. Описываемая модель обучения применяется в Европейской школе корреспондентского обучения (ЕШКО) (см. Приложение D. Европейская школа корреспондентского обучения (ЕШКО)), Тантале (см. Приложение E. Российский гуманитарно-технический колледж и Русский институт управления "Тантал"), Центре обучения Хаббарда. 4.1.3.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Использование информационных технологий в обучении русского языка

Не претендуя на детальный анализ ситуации, можно, по нашему мнению, выделить две основные тенденции развития.Во-первых, стремительно нарастает… Это означает, что статус учащегося как субъекта образовательного процесса… Изменение ролевой функции преподавателя влечет за собой расширение списка необходимых ему ключевых компетенций. В…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Модель организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Месяц

участники

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

дети

«Здравствуй, детский сад»

Диагностика

выставка

Осенний досуг

Выставка

Работа с психологом из школы

Физкультурный досуг

Театральные встречи

Новогодние праздники

выставка

Выставка

Рождественские встречи

Экскурсия в пожарную часть

День защитников Отечества

Выставка

Поделки папам и мамам

Праздник мам

Масленица

Физкультурный досуг

Экскурсия к реке

Посещение психолога

«День смеха»

Майская эстафета

День Победы

Диагностика

Выпуск в школу

Летние досуги

педагоги

«Здравствуй, детский сад»

Педсовет

Диагностика

Консультация по безопасности

Смотр групп

Выставка

Открытый просмотр

Педсовет

Семинар

Открытый просмотр

Осенний досуг

Консультация

Педсовет

Открытый просмотр

Консультация

Смотр

День открытых дверей

КМО

Новогодние праздники

выставка

Семинар

Открытый просмотр

Выставка

Смотр зимних участков

КМО

Педсовет

Открытый просмотр

Экскурсия в пожарную часть

День защитников Отечества

Консультация

Смотр-конкурс

Выставка

Поделки с детьми

Групповые родительские собрания

Праздник мам

Масленица

КМО

Физкультурный досуг

Открытый просмотр Экскурсия к реке

«День смеха»

Майская эстафета

День Победы

Диагностика

Выпуск в школу

Групповые родительские собрания

Консультация

Летние досуги

родители

Консультация по безопасности

Выставка

Общее родительское собрание

Выставка

Групповые родительские собрания

Выставка

День открытых дверей

Театральные встречи

Новогодние праздники

выставка

Выставка

Рождественские встречи

День защитников Отечества

Выставка

Групповые родительские собрания

Заседание родительского комитета

Праздник мам

Масленица

Заседание родительского комитета

«День смеха»

Выпуск в школу

Общее родительское, групповыесобрания

Консультация по безопасности

Модель воспитательно-образовательного процесса в детском саду на месяц.

Образовательные области

Возрастные группы

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Речевое развитие

Младшие

Музыкальный досуг

Кукольный театр

Слушание сказок

Просмотр диафильмов

старшие

Музыкальный досуг

младшие

старшие

Художественно – эстетическое развитие

младшие

Музыкальный досуг

старшие

Познавательное развитие

Младшие

Старшие

Досуг в форме КВН

младшие

старшие

Физическое развитие

Младшие

Досуги в сюжетно-игровой форме

Старшие

Физическое развитие

Младшие

Старшие

Спортивные праздники

Речевое развитие

Младшие

Старшие

Выставка работ детского творчества

Социально – коммуникативное развитие

Младшие

Старшие

Познавательное развитие

Младшие

Трудовые поручения

Старшие

Хозяйственно-бытовой труд

Дни рождения, досуги, выставки работ

Модель организации воспитательно-образовательного процесса на день, старший дошкольный возраст.

Образовательные области

1 половина дня

2 половина дня

Художественно – эстетическое развитие

1.Непосредственно образовательная деятельность художественно-эстетического цикла.

2.Экскурсии и целевые прогулки на территории детского сада.

3.Праздники с элементами творческой деятельности.

4.Работа в уголке изодеятельности.

5.Эстетика быта

6.Детские спектакли.

1.Самостоятельная творческая деятельность (художественные, театральные, творческие игры).

2.Музыкальные и театральные досуги.

3.Творческие мастерские.

4.Коллективная творческая деятельность младших и старших детей (игры, праздники)

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

1.Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой.

2.Работа в книжном уголке.

Художественно – эстетическое развитие

1.Музыкальные досуги.

2.Самостоятельная музыкальная деятельность.

Физическое развитие

1.Прием детей на улице в теплое и сухое время года.

2.Утренняя гимнастика.

3.Гигиенические процедуры.

4.Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре.

5.Закаливание.

6.Физкультминутки в непосредственно образовательной деятельности познавательного и художественно-эстетического циклов.

7.Прогулка (подвижные игры, самостоятельная двигательная активность).

1.Закаливание.

2.Физкультурные досуги, спортивные игры, игры-забавы.

3.Прогулка.

4.Подвижные игры.

5.Самостоятельная двигательная активность.

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

1.Утренний прием детей с оценкой эмоционального настроения и последующей коррекцией работы.

2.Формирование навыков культуры еды.

3.Формирование навыков трудовой деятельности.

4.Формирование навыков культуры общения и поведения.

5.Эстетика быта

6.Непосредственно образовательная деятельность и беседы социально-личностного характера.

1.Воспитание трудолюбия и нравственных качеств личности в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

2.Тематические досуги.

3.Работа в книжном уголке.

4.Беседы и игровые ситуации.

5.Общение и коллективная деятельность.

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие

1.Непосредственно образовательная деятельность познавательного характера.

2.Наблюдения, целевые прогулки и экскурсии на территории детского сада.

3.Опыты, эксперименты, поисковая деятельность.

1.Интелектуальные досуги познавательного цикла.

2.Индивидуальная работа.

3.Развивающие игры.

4.Занятия по интересам.

Модель организации воспитательно-образовательного процесса на день, младший дошкольный возраст.

Образовательная область

1 половина дня

2 половина дня

Художественно – эстетическое развитие

1.Непосредственно образовательная деятельность художественно-эстетического цикла (рисование, лепка, аппликация).

2.Наблюдения и экскурсии на участке.

3.Целевые прогулки.

4.Работа в уголке изодеятельности.

5.Эстетика быта

6.Детские спектакли.

1.Непосредственно образовательная деятельность художественно-эстетического цикла (рисование, лепка).

2.Индивидуальная работа.

3.Музыкальные досуги.

4.Элементы театральной деятельности.

5.Коллективная творческая деятельность младших и старших детей (игры, праздники).

Физическое развитие

1.Прием детей на улице в теплое и сухое время года.

2.Утренняя гимнастика.

3.Гигиенические процедуры.

4.Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию.

5.Закаливание.

6.Физкультминутки в непосредственно образовательной деятельности познавательного и художественно-эстетического циклов.

7.Прогулка (подвижные игры, самостоятельная двигательная активность).

1.Закаливание.

2.Физкультурные досуги и развлечения.

3.Прогулка.

4.Подвижные игры.

5.Самостоятельная двигательная активность.

Социально – коммуникативное развитие

1.Утренний прием детей с оценкой эмоционального настроения и последующей коррекцией работы.

2.Формирование навыков культуры еды.

3.Формирование навыков самообслуживания и предпосылок трудовой деятельности.

5.Эстетика быта.

1.Формирование навыков культуры еды.

2.Формирование навыков самообслуживания.

3.Трудовые поручения.

4.Формирование навыков культуры общения и поведения.

5.Сюжетно-ролевые игры.

6.Работа в книжном уголке.

7.Общение и коллективная деятельность.

Познавательное развитие

1.Непосредственно образовательная деятельность познавательного характера.

2.Наблюдения в природе.

3.Целевые прогулки и экскурсии на территории детского сада.

1.Досуги познавательного цикла.

2.Индивидуальная работа.

3.Развивающие игры.

4.Занятия по интересам.

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

1.Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой.

2.Работа в книжном уголке.

План организации учебно-воспитательного процесса, младший дошкольный возраст.

Разделы программы воспитания и обучения в детском саду.

Виды деятельности

Формы организации

Речевое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Познавательное развитие

(Мир природы)

Худож – эстетическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Физическое развитие

НОД фронтальные

2 р. в неделю

2 р. в неделю

НОД по подгруппам

2 раза в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

НОД индивидуальные

1 раз в неделю

1 раз в нед

1 раз в нед

1 раз в нед

Сюжетно-ролевые игры

1 раз в мес

Театральные игры

1 раз в мес

1 раз в мес

1 раз в мес

Дидактические игры

2 раза в нед

2 раза в нед

1 раз в нед

1 раз в нед

Целевые прогулки

1 раз в мес

1 раз в мес

наблюдения

1 раз в мес

Чтение и рассказывание

1 раз в неделю

Рассматривание иллюстраций

2 раза в нед

Работа со стихотворениями

1 раз в нед

1 раз в нед

План организации учебно-воспитательного процесса, старший дошкольный возраст.

Разделы программы воспитания и обучения в детском саду.

Виды деятельности

Формы организации

Речевое развитие (Худ)

Речевое развитие

Познавательное развитие(ФЭМП)

Познавательное развитие

Мир природы

Худож – эстетическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Худож – эстетическое развитие (музыка)

Физическое развитие

НОД фронтальные

3 раза в неделю

1 р. в неделю

1 р. в неделю

3 раза в неделю

2 р. в неделю

2 р. в неделю

3 р. в неделю

НОД по подгруппам

НОД индивидуальные

1 раз в неделю

2 раз в нед

2 раз в нед

1 раз в нед

Сюжетно-ролевые игры

1 раз в мес

Театральные игры

1 раз в мес

1 раз в мес

1 раз в мес

Дидактические игры

2 раза в нед

2 раза в нед

1 раз в нед

1 раз в нед

Целевые прогулки

1 раз в мес

1 раз в мес

наблюдения

1 раз в нед

Опытно-исследовательская деятельность

Чтение и рассказывание

1 раз в неделю

1 раз в нед

1 раз в нед

Рассматривание иллюстраций

2 раза в нед

Работа со стихотворениями

1 раз в нед

1 раз в нед

Беседа с детьми

1 раз в нед

1 раз в нед

1 раз в нед

1 раз в нед

Просмотр диафильмов

1 раз в мес

1 раз в мес

Система закаливающих мероприятий.

Организация работы по профилактике заболеваемости и укрепления здоровья детей структурного подразделения «Детский сад» п. Ясный.

мероприятия

Периодичность

График проведения

Длительность

ответственный

Организация двигательного режима

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Воспитатели

Инструктор ФИЗО

Подвижные игры, физические упражнения и самостоятельная двигательная активность

2 раза в день

Во время прогулок

воспитатели

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре

По сетке НОД

Воспитатели

Инструктор ФИЗО

Двигательная активность между НОД

По мере необходимости

Физкультминутка

Во время НОД

Воспитатели

СДА в помещении с использованием физкультурных пособий

В свободное время

По желанию

Физкультурный досуг

1 раз в месяц

Воспитатели

Инструктор ФИЗО

Соревнования, эстафеты

Воспитатели

Инструктор ФИЗО

Спортивные праздники

Дошкольные группы

2 раза в год

Воспитатели

Инструктор ФИЗО

Кружок «Игралочка»

Средняя, старшая

1 раз в неделю

Инструктор ФИЗО

Походы, экскурсии

Старшая, средняя

1 раз в квартал

Воспитатели

Инструктор ФИЗО

Индивидуальная работа по развитию движений

Воспитатели

Инструктор ФИЗО

Тренажерный зал

Средняя, старшая

По графику

Инструктор ФИЗО

Профилактические мероприятия

Массаж ушных раковин

В группах

2 раза в день

Октябрь - апрель

воспитатели

Дыхательная гимнастика

При выполнении физических упражнений,

В течение года

Воспитатели

Инструктор ФИЗО

Настойка эулетероккока

1 капля на год жизни

Октябрь, февраль

2 раза в день

Ст.медсестра

Ионизация воздуха

Ежедневно

Октябрь-апрель

Ст.медсестра

Оздоровительная работа с детьми

Утренняя зарядка босиком

Средняя, старшая

Ежедневно

Воспитатели,

Инструктор ФИЗО

Бодрящая гимнастика после сна

Дошкольные группы

Ежедневно

воспитатели

Дорожка «Здоровья»

Ежедневно

Воспитатели

Воздушные ванны

Ежедневно

Воспитатели

Проветривание помещений

По графику

В соответствии СанПиН

Младшие воспитатели

Полоскание зева водой комнатной температуры

Дошкольные группы

После обеда

индивидуально

воспитатели

Поливитамины «Ревит»

1 драже в день

15 дней /сентябрь, апрель/

Ст.медсестра

Витаминизация третьего блюда

Ежедневно

Сентябрь-май

Ст.медсестра

Лечебно-оздоровительная работа с детьми

Мытье носиков мыльным раствором

В группах

1 раз в день

ежедневно

Воспитатели

Медово – луковая паста

Средняя, старшая группы

1 чайная ложка

Ст.медсестра

КУФО зева, носа

1 раз в день

По назначению

Ст.медсестра

Ароматератия /масло пихты, сосны, эвкалипта/

В группах

По эпид.обстановке

Октябрь-апрель

Ст.медсестра

Создание условий для формирования навыков здорового образа жизни

Формирование навыков личной гигиены: наличие индивидуальных и общих туалетных принадлежностей; обучение в игровой форме; использование схем, моделей, правил; беседы; наличие демонстрационного и дидактического материала на тему «Я и мое здоровье»

воспитатели

Формирование навыков культуры питания: сервировка стола; эстетика подачи блюд; этикет приема пищи; наличие дидактических игр на тему «Питание»

Воспитатели, младшие воспитатели

Основные модели образовательного процесса в детском саду. Оптимальная модель образовательного процесса в дошкольном возрасте. Образовательные ситуации на ступени дошкольного образования: предметно-игровая, сюжетно-игровая, школьно-игровая


Основные модели образовательного процесса в детском саду

Выше было обосновано положение, что модель образовательного процесса и педагогической деятельности – это интеграция возрастно-нормативной модели развития на ступени образования и условий ее реализации: возрастно-сообразной деятельности взрослых, деятельности образующихся, совместной деятельности детско-взрослой общности. Модельное описание образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени дошкольного образования осуществлено Н.А. Коротковой и Н.Я. Михайленко . При описании модели образовательного процесса в детском саду авторы ввели следующие измерения: функции (позиции) взрослого по отношению к детскому сообществу, организация содержаний образования (или развивающих содержаний), структура предметной среды . Эти измерения создают в целом образовательную среду, в которую погружается ребенок в детском саду.

Выделенные измерения позволили авторам свести все дошкольные программы (как современные, так и существовавшие в истории педагогики) к трем общим типам моделей образовательного процесса: 1) учебная модель, 2) комплексно-тематическая модель, 3) предметно-средовая модель . Приведем краткое описание каждой из моделей.

Учебная модель характеризуется организацией содержаний образования по принципу разделенных учебных предметов (по сферам познания или по видам деятельности), каждый из которых имеет свою логику построения. Такое содержание образования тесно связано с определенной позицией взрослого – учительской: инициатива и направление деятельности принадлежат всецело взрослому. Модель рассчитана на жесткое программирование образовательной среды – ее топографии (в виде «сборника» учебных предметов) и временной развертки (развертывание образовательных содержаний в течение года в логике учебного предмета).

Образовательный процесс развертывается в дисциплинарной школьно-урочной форме, удерживающей детей в рамках учебного предмета. Предметная среда обслуживает урок, и ее организация приобретает вид «учебных пособий». Однозначное соответствие развивающих задач, учебных предметов, предметной среды и единственность педагогической позиции взрослого в идеале направлены на мотивацию адекватной учебному предмету активности ребенка. Все незапланированные виды активности, инициативности детей не приветствуются и исключаются взрослым.

Комплексно-тематическая модель использует более органичную для дошкольника организацию образовательных содержаний: тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере действительности, представленное в эмоционально-образной, а не в абстрактно-логической форме. Предварительный подбор взрослым основных тем придает систематичность и культуросообразность образовательному процессу. В то же время проекция темы на разные виды детской активности («проживание» ее ребенком в игре, рисовании, конструировании) и возможность их выбора самим ребенком делают эту модель менее жесткой, обеспечивают развитие инициативности детей. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности как бы вынуждает взрослого к более свободной позиции, нежели учительская; ее можно обозначить как позицию партнера, сотрудника. Более гибкой в этой модели становится и организация предметной среды, постоянно подстраиваемой под развивающие задачи и инициативу детей. Отвечая психологическим особенностям дошкольного возраста, комплексно-тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.

Суть предметно-средовой модели заключается в том, что содержания образования проецируются непосредственно на предметную среду, минуя взрослого как деятельного носителя этих содержаний. Классический вариант этой модели целиком построен на концептуально обоснованной искусственной и жестко ограниченной предметной среде (система М. Монтессори). Взрослый в этой модели – лишь организатор предметной среды , его функция – подбор развивающего материала, который автодидактичен, сам провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Топография образовательной среды не меняется на протяжении всего дошкольного возраста, изменяется лишь сам ребенок, вычерпывая в процессе многократных упражнений развивающее содержание, заложенное в предметном материале (более современный вариант этой модели построен на предметной среде, приближенной к «естественным» формам деятельности ребенка).

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на «саморазвитие» ребенка в этой модели приводит к исчезновению систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты ребенка. При этом, как и учебная, эта модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

В истории дошкольной педагогики две последние модели были предложены как альтернативы формализму и жесткости учебной модели (по сути, имитирующей школьную систему), не учитывающей своеобразие дошкольного возраста и неэффективной в образовании дошкольника.


Оптимальная модель образовательного процесса в дошкольном возрасте

В опоре на имеющиеся в отечественной науке наработки, исходя из закономерностей развития дошкольников и из ценностных ориентиров общества относительно образования дошкольника, Н.А. Короткова и Н.Я. Михайленко сконструировали оптимальную модель образовательного процесса для дошкольного возраста.

Оптимальная модель образовательного процесса в группах детей дошкольного возраста, по мнению авторов, должна соединять в себе достоинства комплексно-тематической и предметно-средовой моделей, с ненавязчивой, «партнерской» позицией взрослого, гибким подбором образовательных содержаний и предметного материала. Именно такая модель позволяет системно решать образовательные задачи дошкольной ступени (осуществлять ценностные ориентиры общества) и реализовывать интересы детей, открывая путь становлению инициативности и самостоятельности во всех сферах их деятельности.

В основание оптимальной модели авторами положена структурная дифференциация образовательного процесса, исходя из основных, наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды. В соответствии с этими позициями взрослого образовательный процесс включает две основные составляющие: 1) совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми; 2) свободная самостоятельная деятельность самих детей.

По мысли авторов, такая структурная модель образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3–7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3–5 лет). Для старшего дошкольного возраста (5–7 лет) авторы считают возможным введение в образовательный процесс еще одной составляющей – специально организованного обучения в форме «учебных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя – регламентатора содержания и формы детской деятельности. Позиция учителя становится возможной в результате усложнения и дифференциации партнерских отношений между взрослым и детьми и может вводиться лишь на фоне уже упрочившейся тенденции детей к инициативности (слишком ранний переход взрослого к учительской позиции и регламентированным учебным занятиям может резко затормозить развитие детской инициативности и самостоятельности).

В совместной непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми должны решаться развивающие задачи самого широкого плана: развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, развитие общих познавательных способностей, развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата.

Свободная самостоятельная деятельность детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей – игры, рисования, лепки, конструирования, а также предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги, художественные альбомы, материалы для дидактических упражнений.

В «учебный» блок образовательного процесса целесообразно поместить содержания, организованные и развертывающиеся в логике отдельных учебных предметов, реализующие главным образом задачи перевода детей к знаково-символическим формам мышления. Это занятия по основам математики и начальному освоению чтения и письма. Именно эти содержания вместе с позицией взрослого-учителя обеспечивают непосредственную подготовку ребенка к систематическому обучению в школе.


Образовательные ситуации на ступени дошкольного образования

Оптимальная модель образовательного процесса в дошкольном возрасте положена нами в основу разработки модели образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени дошкольного образования через ее конкретизацию в типичных для данной ступени образовательных ситуациях. В соответствии с изложенным выше пониманием образовательной ситуации как формы реализации ситуации развития ребенка на дошкольной ступени образования мы выделяем три типичные образовательные ситуации: предметно-игровую, сюжетно-игровую и школьно-игровую (см. табл. 9).


Таблица 9

Модель образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени дошкольного образования




Предметно-игровая образовательная ситуация

в предметно-игровой образовательной ситуации составляет многообразная предметная среда, определяющая активность ребенка, его предметно-игровые действия. На пороге этой ситуации ребенок, по замечанию Л.С. Выготского, обучается по спонтанным (своим собственным) программам – предметная среда, сама ситуация определяет его действия. Постепенно взрослые вводят в содержание образования различные культурные практики – игровую, продуктивную, познавательно-поисковую деятельность и коммуникативную практику . Происходит столкновение процессуально-игрового отношения ребенка к реальности (опробования себя в ней) с дифференцированными культурными практиками, требующими специфических средств-способов, и в постепенном направлении диффузной инициативы ребенка на разные предметы и сферы.

Действия ребенка направлены на освоение разнообразной предметной среды, на реализацию своих непосредственных интересов. Его действия побуждаются двойной мотивацией – стремлением быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, выполнять его задания и стремлением делать то, что интересно самому.

Смысл действий ребенка – реализация спонтанных, собственных побуждений к действию, стремление подражать взрослому, действовать как взрослый, заслужить одобрение близкого взрослого.

Действия взрослого при реализации данной партнерской позиции проявляются следующим образом. Свое включение в процесс детской деятельности взрослый предваряет постановкой цели самому себе («Я буду…») и начинает действовать, предоставляя детям возможность свободного выбора – подключиться к выполнению такой же работы или нет. В этом случае не получает оценки ни факт включения ребенка в процесс деятельности, ни ее результат.

Смысл действий взрослого состоит в том, чтобы перевести ненаправленную активность детей в русло культурных практик, вовлечь детей в основные формы совместной деятельности – игровую, продуктивную, познавательно-поисковую деятельность, коммуникативную и др. Взрослый не навязывает детям собственной инициативы, внимателен к проявлениям детской активности, создает насыщенную предметную среду для развития, направляет их диффузную активность на дифференцированные культурные практики, инициирует совместные действия и занятия по освоению культурных средств – способов действия.


Сюжетно-игровая образовательная ситуация

Содержание базового образовательного процесса составляют адекватные дошкольному возрасту культурные практики – игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, художественное чтение, коммуникативная деятельность – при ведущей роли игровой деятельности. В данной образовательной ситуации развиваются творческое воображение, культура чувств и переживаний, этические представления, произвольность поведения, способности к планированию собственной деятельности, к волевому усилию.

Действия ребенка состоят в моделировании в своем поведении деятельности и отношений взрослых.

Смысл действий ребенка состоит в том, что он стремится войти в мир взрослых, проникнуть в смысл и мотивы деятельности взрослых.

Действия взрослого «партнер-сотрудник» проявляются следующим образом. Взрослый предлагает детям цели для игры, работы, исследования без модуса обязательности («Давайте будем…») и в ходе достижения этих целей проявляет заинтересованность в результатах, включаясь в обсуждение, а в зависимости от характера цели – и во взаимодействие с другими участниками.

Смысл действий взрослого состоит в том, чтобы актуализировать творчество детей, оснастить образовательным содержанием свободную самостоятельную деятельность детей, акцентировать их внимание на ее результатах.


Школьно-игровая образовательная ситуация

Содержание базового образовательного процесса представлено содержанием трех основных блоков деятельностей, включающего совместную непринужденную партнерскую деятельность взрослого с детьми, свободную самостоятельную деятельность самих детей и учебные занятия. Содержание образовательной ситуации нацелено на развитие у дошкольников субъектности в действиях: умений формировать замысел, планировать и реализовать действия, оценивать результаты; на формирование иерархии мотивов, внутренних этических инстанций, произвольности поведения; на развитие способностей понимать и различать разные позиции взрослого, выделять и понимать позицию взрослого как учителя; на овладение знаково-символическими формами мышления, на освоение ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах (построение связной картины мира).

Содержание совместной детско-взрослой деятельности составляет совокупность совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, свободной самостоятельной деятельности самих детей, специально организованного обучения в форме «учебных» занятий с позицией взрослого как учителя. При этом все три составляющие образовательного процесса должны быть уравновешены – как в отношении типа взаимодействия взрослого с детьми, так и в отношении баланса свободной-регламентированной деятельности детей, инициатив взрослого и ребенка. При этом удельный вес регламентированных «учебных» занятий в целостном образовательном процессе должен быть невелик.

Содержание деятельности дошкольников в данной образовательной ситуации характеризуется следующими особенностями. Позицию ребенка можно обозначить так: «Я – это Я, Ты – это Ты». Перед ребенком стоит задача интеграции своих знаний в целостный образ: первичное интегральное понимание мира отношений и деятельности взрослых, предметной среды, своего внутреннего мира и переживаний, особенностей и отношений с другими.

Действия ребенка включают в себя совокупность действий в многообразных культурных практиках, действия по построению связной картины мира.

Смысл действий ребенка в ситуации составляет стремление составить целостное представление об окружающем мире и самом себе.

Действия взрослого при реализации взрослым партнерской позиции «партнер-учитель» проявляются следующим образом. Педагог-воспитатель организует (предлагает) совместную партнерскую деятельность, включается в свободную самостоятельную деятельность детей в качестве соучастника. Действия педагога-учителя включают в себя действия введения детей в базовые школьные учебные предметы и формирования умения принимать задачу от взрослого, действовать по инструкции, ограничивать себя движением в предмете, контролировать свои действия, т. е. действия по формированию основ учебной произвольности.

МБДОУ «Федоровский детский сад «Теремок» Кайбицкого муниципального района РТ»

Доклад на тему: « Модель организации образовательного процесса

в контексте с ФГОС ДО»

Подготовила: Воспитатель МБДОУ «Федоровского детского сада «Теремок» Кайбицкого муниципального района РТ»

Калашникова Г.И.

2015 год.

Модель организации образовательного процесса

в контексте с ФГОС ДО

В современных условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.

Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.

Три модели организации образовательного процесса в ДОО

1. Учебная модель

В последние годы она активно используется в ДОО. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

3. Предметно-средовая модель

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

_____________________________________________________________

Рассмотрим интегративный подход к построению целостной педагогической системы

Интегративные принципы планирования должны опираться на содержательные задачи по разным направлениям с целью дополнения и взаимного обогащения друг друга, использование разных форм взаимодействия педагога с детьми и детей между собой, через различные виды деятельности, которые формируют разнообразные связи в представлениях ребенка о мире.

Воспитатель анализирует, какие виды деятельности позволяют ребенку не только узнать новое и поиграть, но и на какой опыт можно опереться, какие задачи развития связаны с данными видами детских деятельностей, как можно объединить их друг с другом, как объединить разрозненные сведения в единое целое, освоить и обобщить материал, стимулировать детское творчество, поощрять коммуникацию, презентировать результат, учитывая точку зрения ребенка.

_____________________________________________________________

Модель интегративного планирования педагогического процесса с дошкольниками отличается общими целевыми установками освоения окружающего мира во всех его проявлениях, в полноте и целостности. Различные виды детской деятельности объединяются поставленными задачами, взрослые коллегиально относятся друг к другу, дети вступают в различные виды взаимодействия в свободной и организованной деятельности. Логика развития от года к году сохраняется, но обогащается на новой ступени развития детского сообщества и каждого ребенка индивидуально с учетом возраста, времени года, момента педагогического процесса, актуального содержания окружающей действительности, что позволяет решать и спонтанно возникающие нравственные задачи. Самостоятельные виды деятельности (игра, события на прогулке, экспериментирование) соединяются с видами деятельности, организованными взрослыми.

_____________________________________________________________


Остановимся на современных требованиях к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Основой образовательного процесса является планирование . План - это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование - это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми.

Существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании :

  • объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
  • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

_________________________________________________________________

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

  • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников;
  • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

_________________________________________________________________

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе. Этапы планирования:

  • Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;
  • Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
  • Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;
  • Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

Виды и формы планирования

В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план . Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование.

Модульное планирование учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:

  • перспективно-календарное планирование;
  • осуществление преемственности между ДОО и школой;
  • связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.

К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции уровня развития детей.

Эффективность комплексно-тематического планирования

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Модель – воспитательно образовательного процесса в соответствии с ФГОС

Нормативно-правовая база.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования . Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

Конвенция ООН о правах ребенка

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.

Проектирование образовательного процесса осуществляется в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями и предполагает:

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Построение воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др.

Комплексно-тематический подход в построении образовательного процесса с учетом реализации принципа интеграции образовательных областей.

Принципы построения образовательного процесса в ДОУ.

1) Принцип развивающего образования целью которого является развитие ребенка ;

2)Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников спецификой и возможностями образовательных областей;

«Интеграция содержания дошкольного образования» – объединение в единое целое отдельных частей, состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса

Виды интеграции

Интеграция содержания психолого – педагогической работы по образовательным областям.

Интеграция детской деятельности.

Использование адекватных форм образовательной работы для решения психолого – педагогических задач 2 – х и более областей.

Использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области или основной общеобразовательной программы в целом.

3) Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.

Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.

Комплексно – тематическая модель организации образовательного процесса

Описана в Научной концепции под редакцией (2005 года)

Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца

Разработанная модель должна соответствовать принципу цикличности

Основания для выбора темы.

Получить полный текст

События, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (своего города, страны, мирового сообщества);

Явления нравственной жизни (Дни доброты, спасибо, друзей и другие);

Явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);

Мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги , театра);

Традиционные праздничные события (В группе, в детском саду, семье, обществе, государства);

Проекты.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие ;

Н аправлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонема тического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы , фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие

включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Получить полный текст

В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

с одним ребенком;

с подгруппой детей;

с целой группой детей.

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы работы с воспитанниками.

Выбор количества детей зависит от:

Возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)

Их интереса к данному занятию;

Сложности материала;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности , игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Получить полный текст

Организованная образовательная деятельность

в виде учебной деятельности

через организацию детских видов деятельности

1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком.

1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого

3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.

3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.

Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная.

4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка

5. Основная форма работы с детьми - занятие.

5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование , чтение, реализация проектов, мастерская и т. д

6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных)

6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний».

7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности

8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей

9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает:

Получить полный текст

Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

Добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

Открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Методологические подходы к организации занятий с детьми:

Ребенок занимает активную позицию на занятии: он –то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;

Во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;

Обязательны смена мизансцен и движение;

Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;

Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;

Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;

Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; - Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;

В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;

Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.

Алгоритм планирования ОД.

· Образовательная деятельность

· Образовательная область

· Тема, группа, задачи

· Интеграция образовательных областей

· Форма организации детей на занятии

· Форма проведения

· Материалы и оборудование

Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода

· Создание проблемной ситуации

· Целевая установка

· Мотивирование к деятельности

· Проектирование решений проблемной ситуации

· Выполнение действий (заданий)

· Анализ результатов деятельности

· Подведение итогов

Этапы деятельности

1. Создание проблемной ситуации

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений

Формирование у детей положительного отношения к труду.

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры - драматизации,

Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Научная и научно-популярная литература" href="/text/category/nauchnaya_i_nauchno_populyarnaya_literatura/" rel="bookmark">научной литературе

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной.

По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Получить полный текст

Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Грамотность

  • Анализ словообразовательных моделей как средство повышения орфографической грамотности учащихся
  • Обобщение опыта педагогической деятельности

Facebook Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Название: «Рекомендации для воспитателей ДОУ по написанию планов воспитательно-образовательной работы» Номинация: Детский сад, Методические разработки, Планирование в ДОУ Должность: старший воспитатель Место работы: МБДОУ «Детский сад 271» Месторасположение...
Модель - воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС Нормативно-правовая база. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образован...
Введение Глава I. Теоретические основы планирования воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации 1.1. Психолого-педагогические основы организации методической работы по совершенствованию планирования педагогического процесса 1....