Название:
«Рекомендации для воспитателей ДОУ по написанию планов воспитательно-образовательной работы»
Номинация:
Детский сад, Методические разработки, Планирование в ДОУ
Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад 271»
Месторасположение: г. Красноярск, ул. Шевченко, д. 78
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 271 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
Рекомендации для воспитателя
Написание планов воспитательно-образовательной работы
На сегодняшний день, когда наиболее актуальными вопросами в дошкольном образовании являются Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО) и Профессиональный Стандарт Педагога (ПСП), воспитатель должен задуматься, всем ли набором компетенций, который предъявляет ПСП к должности «воспитатель», он обладает. И если есть над чем работать, то с чего начать!?
Рекомендую начать работу с планирования совместной детско-взрослой деятельности, а именно с грамотного написания планов воспитательно-образовательной работы, способствующих реализации Основной Образовательной Программы Дошкольной Организации (ООП ДО), соответствующей ФГОС ДО, которые в последствие:
— станут высоким показателем работы педагога в ситуации контроля документации;
— систематизируют работу педагога и распределят его время наиболее рационально;
— при реализации, «дадут» на выходе к школе воспитанников, обладающих самостоятельностью, творческим поиском, проявляющих инициативу, способных выбирать себе род занятий, учитывать интересы окружающих.
Сегодня в каждом ОУ имеет место контроль, в том числе и за ведением документации воспитателя. К документации воспитателя относятся:
— план работы по самообразованию;
— планирование воспитательно-образовательной работы;
— план работы с родителями;
— коррекционные образовательные маршруты для детей (индивидуальная работа);
— план кружково-студийной работы с воспитанниками;
— журнал приема-передачи детей;
— журнал кварцевания;
— журнал проветривания групповых помещений;
— журнал мытья игрушек и пр.
Немало документации, каждая из которой требует строго соответствия форме и содержанию.
К планированию воспитательно-образовательной работы (ПВОР) имеются определенные требования, и педагог, при написании планов, об этом забывать не должен.
При планировании деятельности педагог должен помнить, что реализует ООП ДО.
Планирование не может быть без анализа образовательных потребностей детей. Анализ необходим, чтобы исключить несоответствие запланированного материала возрастным особенностям воспитанников. Например, педагог в подготовительной группе планирует с детьми на занятии по познавательному развитию «Знакомство с домашними животными (кошкой, собакой)», данный материал может быть запланирован во второй младшей группе, так как удовлетворит потребности детей 3-х – 4-х лет, но не старших дошкольников.
Так как ПВОР опирается на комплексно-тематическое планирование (КТП), каждая неделя освещает определенную тему. Что это значит? Педагог видит в КТП тему недели «Мебель», зная потребности детей своей возрастной группы и учитывая их, педагог должен представить, какие он сможет создать условия для формирования у детей представлений по данной теме, через какую деятельность, какие применит способы поддержки детской инициативы, какой будет продуктивная деятельность.
Для сюжетно-ролевой игры (СРИ) не резонно будет подводить детей поиграть в «Столовую». Но рассмотрим все-таки такую ситуацию, что дети захотели поиграть в СРИ «Столовая», что тогда? Педагог может занимать три роли-положения по отношении к детям: над детьми, на уровне с детьми и под детьми. Используя ситуацию, на уровне с детьми, педагог, включившись в игру, сможет предложить детям распространить сюжет, представив, что их столовая – заведение для работников мебельной фабрики. Дальше, если и понадобится помощь педагога в развитии сюжета, то, скорее всего незначительная. Так как детям станет интересно и как продолжить сюжет они придумают самостоятельно. Вот как мы должны планировать сюжетно-ролевые игры. Вы спросите, но как мы можем запланировать и прописать в ПВОР игру, которая будет соответствовать теме недели, согласно КПТ, и в тоже время дети захотят поиграть именно в нее. Мы не можем запланировать игру «Пожар на мебельной фабрике», и заставить детей в нее играть. Но мы можем создать условия, которые дети «прочитают» и сами разовьют игру в этом направлении. Все должно исходить от детей: интерес, инициатива, потребности и т.д., но не надо забывать, что педагог – он координатор детско-взрослого взаимодействие и в его силах незримо от детей повернуть сюжет игры в то или иное русло. Создание условий — это главная цель воспитателя на сегодняшний день. И при постановке целей, надо отходить от глаголов «учить», «дать представление», как золотое правило, воспитатель должен запомнить, что его цель создать условия для формирования представлений/ для развития навыков и пр.
Описанный выше подход применим не только для планирования и реализации СРИ в группе, но и для всех других видов деятельности. Дети должны сами захотеть узнать о мебели в данном случае, а задача педагога подвести детей к возникновению этого интереса. Это метод поддержания детской инициативы, который в данной образовательной ситуации вышел на первый план.
В планах необходимо отражать изменения, который привносит педагог в развивающую предметно-пространственную среду, поскольку она является важной частью в формировании личности дошкольника, из нее ребенок черпает социальный опыт, это нужно учитывать, продумывая ее содержание. РППС должна соответствовать всем требованиям ФГОС ДО, то есть быть: насыщенной, полифункциональной, вариативной, безопасной, доступной, трансформируемой.
Педагог в ДО взаимодействует с коллегами, детьми и их родителями. Работу с родителями необходимо отражать в ПВОР. Воспитатель и родительская общественность – это сотрудники и ПВОР нужно простраивать так, чтобы родители принимали непосредственное участие в жизни ребенка. Родителям в качестве рекомендаций можно назначать чтение художественных произведений, беседы, наблюдения с детьми по той или иной теме в рамках недели и пр. Когда работа будет проводиться не только со стороны детского сада, но и из дома – результат не заставит себя ждать.
Итоговое мероприятие (ИМ) заканчивает каждую тематическую неделю. Что это такое и для чего нужно? Всю неделю мы создавали условия для формирования у детей представлений, навыков и умений по определенной теме; как усвоили дети материал, поможет узнать ИМ. Для детей – это способ обобщить и закрепить материал, провести рефлексию. Рекомендую для поддержания детского интереса использовать вариативнее формы для планирования ИМ.
ИМ может быть в форме: викторины, выставки, выставки-конкурса детско-родительских работ, литературного вечера, спортивного мероприятия, КВНа, квеста, коллективной работы, создания макета, стенда, тематического уголка в группе, вечера экспериментов и т.д.
Вариативные формы работы с детьми необходимо использовать не только для ИМ, но и для НОД. Тем самым вы демонстрируете свое соответствие ПСП, поддерживаете детскую инициативу. В настоящее время от НОД «за столами по школьной системе» воспитатель должен отойти, помня, что ведущий вид деятельности в ДО – это игра.
К планированию прогулок нужно подойти внимательно: содержание прогулки должно отражать особенности времени года, включать индивидуальную работу, подвижные игры, труд, наблюдение, которые соответствуют возрастным особенностям детей, о чем говорилось выше. Задачей воспитателя для поддержания детского интереса и инициативы является обновление и пополнение выносного материала. Для этого можно привлечь родителей, или изготовить атрибуты для игр с детьми в группе или на самой прогулке (например, из бросового материала). Рекомендую завести на группе картотеку прогулок для детей вашего возраста, выдержав градацию по временам года.
Использование картотек очень удобно для работы воспитателя. При написании ПВОР допускается делать ссылки на картотеки с указание страницы и названия игры/задания и пр. При сдаче планов на проверку картотеку необходимо прилагать. Владение этим методом станет показателем уровня вашей педагогической компетентности. Рекомендую завести картотеки:
— игры с дошкольниками по ПДД
— игры с дошкольниками по ОБЖ;
— подвижные игры с дошкольниками;
— народные игры с дошкольниками;
— картотека прогулок;
— игры с дошкольниками по познавательному развитию;
— игры с дошкольниками по речевому развитию;
— игры с дошкольниками по художественно-эстетическому развитию;
— игры с дошкольниками по физическому развитию;
— игры с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию и пр.
Картотеки пополняются постепенно, названия, содержание воспитатель выбирает самостоятельно.
Сценарный план
Сценарный план (СП) – это унифицированная форма написания конспектов занятий и иных мероприятий. Он может быть оформлен в двух вариантах: табличном и простом текстовом. Сценарный план предусматривает наличие титульного листа, на котором отображены:
— наименование ОУ;
— форма мероприятия (НОД, сценарий праздника и пр.);
— возрастная группа;
— ФИО, должность разработчика (-ов);
— город, год составления.
Немного подробнее остановимся на написании СП НОД.
Второй лист СП НОД: тема занятия, образовательная область, возрастная группа, цель, задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), планируемые результаты, методы, приемы, формы, работа над словарем, создание развивающей предметно-пространственной среды для организации и проведения НОД (РППС), виды детской деятельности, интеграция образовательных областей.
Мотивационно-побудительный этап представляет собой создание проблемной ситуации для детей, определение цели.
Основной этап – показ, комментирование, физкультурная минутка, изготовление, игра (подчеркнутое является обязательным на данном этапе).
Рефлексивный этап – оценка деятельности детей, самооценка детей, подведение итогов.
Интеграция образовательных областей
Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Данный принцип – это синтез, объединение образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
Комбинируя занятия, например, объединив познавательное развитие с художественно-эстетическим (ФЦКМ + рисование), выдерживая санитарно-гигиенические нормы и правила (продолжительность занятий в каждой возрастной группе), мы получим всесторонне развитого дошкольника. Если в сетке занятий у вас в понедельник стоит «Окружающий мир», ничто не мешает интегрировать его с «Развитием речи» или «Конструированием» и пр. Владение данным принципом будет являться показателем вашего уровня педагогических компетенций и соответствия ПСП.
План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач.
Планирование – заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.
Разрабатывая систему планирования в нашем МДОУ, мы опирались на статьи Г.Красницкой «Планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду» («Дошкольное воспитание» № 4, 1991 г.) и Н.Галиевой «Новые подходы к планированию воспитательно-образовательной работы в детском саду» («Дошкольное воспитание», № 5, 1991 г.). Несмотря на то, что эти статьи вышли достаточно давно, до сих пор они не потеряли своей актуальности.
Разработка системы планирования осуществлялась в несколько этапов.
I. Модель плана.Календарное планирование – варианты этой группы могут помочь педагогам, затрудняющимся в определении конкретных задач работы с детьми, а также тое, кто испытывает трудности при определении содержания деятельности детей в первой и второй половине дня.
Календарно-перспективное планирование – здесь находят отражение основные виды работы с последующей отработкой вечером или утром.
Перспективное планирование – позволяет учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает систематичность и последовательность в работе, позволяет планировать на основе анализа полученных результатов, обеспечивая единство работы воспитателей.
Затем каждый месяц воспитатели планировали свою работу, используя один из предложенных вариантов. Таким образом, в течение пяти месяцев были апробированы все модели, воспитатели определили для себя достоинства и недостатки каждой из них, а также выбрали наиболее оптимальные для себя варианты оформления плана воспитательно-образовательной работы. Выбор модели планирования обуславливался профессиональной подготовкой каждого педагога, его опытом, умением видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условиями работы нашего ДОУ.
Работа, отраженная в плане, должна вестись в системе, охватить разные стороны деятельности воспитателя. Для этого в помощь педагогам решили разработать ориентировочную схему-памятку (циклограмму), используя которую, воспитатели описывали бы в плане все стороны своей деятельности.
Вначале изучили, какие виды деятельности наиболее уместно и эффективно реализовывать в утренний, вечерний отрезок времени, на прогулке.
Планирование утреннего отрезка времени.
Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.
Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Это работа по:
- исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;
- развитию устной речи и выработке правильной интонации;
- физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности);
- и др.
При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься.
На утро (до завтрака) планируется утренняя гимнастика.
Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных игр-забав), спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и упражнения на лазание, подлезание, прокатывание мяча, обруча, кегли). Планируют дидактические игры. В плане пишется название и цель игры.
В сфере познавательной деятельности хорошо планировать на утро короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. В календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы о близких и доступных им предметах и явлениях окружающего мира: игрушках, книгах, о маме, папе, о бабушке, о дедушке, о младших братьях и сестрах, об объектах природы и многом другом. Беседы могут сопровождаться рассматриванием доступных детям иллюстраций. В календарных планах старшей и подготовительной групп намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни города Красноярска и др. Планируются наблюдения за комнатными растениями и животными в уголке природы.
В плане широко отражается трудовая деятельность детей. Повседневный труд (дежурства) не планируются на каждый день. Однако, если вводится новый вид дежурства, усложняются обязанности дежурных или изменяются условия то возникает необходимость отразить это в плане. Планируется труд в уголке природы. В утренний отрезок времени воспитатель планирует и организует избирательную деятельность детей, их свободное пользование пластилином, карандашами, красками, книгами для раскрашивания; конструирование из строительного материала и бумаги, бросового и природного материала.
В плане так же находит отражение кропотливая работа воспитателя по привитию детям культурно-гигиенических навыков.
Намечая конкретные мероприятия важно учитывать характер предстоящих занятий. Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность детей должна быть более спокойной.
Планирование прогулки.
В режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе).
Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, труда, наблюдений.
На прогулке воспитатель планирует не только условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, но и сам играет с детьми. В календарном плане воспитатель указывает тематику игры, атрибуты, игрушки.
В подвижной игре принимает участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, воспитателем в плане определяется цель игры.
На прогулке планируются наблюдения в природе. Планирование наблюдений в природе осуществляется на месяц и выносится перед календарным планом.
Планируя объём и содержание трудовой деятельности, воспитатель предусматривает обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе.
При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры с элементами спорта, трудовая деятельность детей.
Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменятся с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать её целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные и музыкальные занятия, то начать её лучше со спокойной самостоятельной деятельности детей.
Планирование второй половины дня.
Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. Планирование работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей младших групп имеет свои отличительные особенности по сравнению с планированием игр для детей старших групп. В календарных планах младших и средних групп отражается не только создание условий для развёртывания сюжетно-ролевых игр, но и показ детям конкретных игровых действий. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями воспитатель планирует условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к шрам вместе. В младших группах воспитатель планирует своё личное участие в играх детей. В старшем дошкольном возрасте изменяются методы и приёмы руководства игрой.
Воспитатель планирует игры со строительным материалом, игры-драматизации, а так же различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры). Большое место в календарном плане этого отрезка времени занимают наблюдения в природе, общение с обитателями уголка природы. После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей: уборку групповой комнаты; ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр; стирку кукольного белья, носовых платков, лент; изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей; труд на участке по уходу за растениями. Воспитатель так же планирует различные зрелищные мероприятия и развлечения: кукольный, настольный и теневой театры, концерты, спортивные, музыкальные и литературные досуги, слушание аудиокассет и многое другое. Для расширения кругозора детей воспитатель планирует художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.
Изучив материал поняли, что многие виды деятельности повторяются ежедневно, поэтому приняли решение планировать их сразу на месяц, не вписывая их в ежедневный план работы.
Планируется на месяц:
- Утренняя гимнастика.
- Закаливающие процедуры.
- Праздники, досуги, развлечения.
- Работа с родителями.
- Наблюдения и труд в природе.
- Художественная литература:
- тексты для длительного чтения (читаются по одной-нескольку глав каждый раз);
- тексты для непродолжительного чтения.
- Трудовая деятельность:
- Дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане).
- Труд в природе (но, если вводится новый вид труда, то эта работа отражается в календарном плане).
- Труд по самообслуживанию.
- Привитие КГН.
- Виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда).
- П/и и упражнения.
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Затем разработали циклограммы воспитательно-образовательной работы для детей всех возрастных групп (Приложение № 2 ).
Также, опираясь на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой и др., и на методические рекомендации М.Н.Павловой, Т.И.Кандала и др. «Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой», разработали тематическое планирование для каждой возрастной группы.
III. Перечень документов по планированию воспитательно-образовательной работы.
Документы воспитателя |
Документы старшего воспитателя |
Расписание занятий в группе |
Расписание занятий во всех возрастных группах |
Двигательный режим, который напоминает воспитателю, в какие нормы он должен укладываться |
Двигательный режим |
Сетка занятий |
Расписание занятий во всех группах |
План воспитательно-образовательной работы |
Сетки занятий групп |
Циклограмма воспитательно-образовательной работы группы |
План работы ДОУ на год |
Перспективный план работы с родителями группы |
Циклограммы воспитательно-образовательной работы для всех возрастных групп |
Методическая литература, где воспитатели указывают используемую литературу. |
Варианты оформления плана (модели планирования) |
Перспективный план работы с родителями ДОУ |
|
Тематические планы групп на год |
|
Примерные темы бесед |
|
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы |
|
Положение о календарном и перспективном планировании |
Итогом годовой работы по разработке системы планирования стало принятие на итоговом педагогическом совете Положения о календарном и перспективном планировании (
Старший воспитатель ГБОУ д/с № 675
Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях вариативности программ.
Когда
мы тратим время на планирование, его
становится больше.
Б. Франклин
В условиях интенсификации и оптимизации деятельности современного воспитателя детского сада важно научиться ее планировать, т. е. составлять план работы, который не только будет способствовать организации образовательного процесса, решению намеченных задач, но и сделает работу педагога более осмысленной и результативной.
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ, внесло в действующую структуру планирования значительные изменения.
План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач .
Планирование – заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.
План – это важный документ деятельности педагога. Без написания плана педагог не имеет права приступать к работе с детьми. Существует множество видов планирования, и каждый руководитель вправе выбрать ту форму написания годового плана, которая устраивает его.
Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).
Календарно-тематический план– структурирует содержание образовательного процесса.
Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленная своевременно и корректно, она может стать нашим первым помощником.
Календарный план является основным документом в работе с детьми, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.
Одним из важнейших условий составления плана является его согласованность с годовым планом работы ДОУ.
Помимо педагогических существуют определенные требования к
1.2. Виды планирования работы с детьми
Существует три вида планирования работы с детьми:
Перспективное;
Календарное;
Тематическое.
Перспективные планы по всем видам деятельности на весь год и обычно пишутся педагогами перед новым учебным годом в летний оздоровительный период. В перспективных планах указываются изучаемая тема и цель, которую ставит педагог при изучении этой темы. Вид перспективного планирования может быть произвольным.
Календарные планы – это планирование работы с детьми на каждый календарный день. В них планируется не только регламентированная деятельность с детьми, но и нерегламентируемая. При таком планирование не следует забывать и о личном времени ребенка. Согласно Конвенции о правах ребенка он имеет право на личное время и игру, так как она является его основным видом деятельности. В календарном плане после темы занятия прописываются задачи, которые педагог будет реализовывать. Эти задачи могут осуществить цель темы из перспективного планирования. Календарное планирование пишется как минимум на день вперед. Формы планирования могут быть разнообразны. Титульный лист для всех форм планов одинаков.
Тематическое планирование – это планировании темы, которую дают непосредственно воспитанникам. Данная тема может быть раскрыта как в одном виде деятельности, так и в нескольких. Ребенок лучше усвоит материал, пропущенный через несколько видов деятельности. Чем больше задействовано органов чувств, тем лучше усваивается материал. Тематическое планирование является частью календарного планирования.
Итак, планирование работы с детьми должно носить развивающий характер в познании окружающего мира и отражать единство сторон:
Мир природы;
Рукотворный мир;
Мир других людей;
Мир моего «Я».
Необходима реализация четко поставленных задач, задачи должны носить обучающий, развивающий и воспитывающий характер, при планировании работы с детьми, необходимо учитывать смену видов деятельности, интеллектуальная деятельность сменялась физической активностью. Планируемая деятельность должна всесторонне развивать ребенка и содержание планов должно отражать реализуемую программу.
Существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:
* объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
* выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;
* четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
* выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.
План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным.
Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
* основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
* комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
* принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
* обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
В ходе реализации плана программные образовательные задачи решаются в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, самостоятельной деятельности детей как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Поэтому так важно составлять гибкий режим для каждой возрастной группы на теплый и холодный периоды времени года и, как возможный вариант, на отдельные тематические дни.
Воспитание культуры поведения и нравственных качеств осуществляется в процессе всей образовательной работы с детьми (в быту, играх, труде, на занятиях) и отдельным разделом планироваться не могут. В таких случаях целесообразно составлять перспективное планирование с применением педагогических методов и приёмов, используя последующее их усложнение и изменение требований.
Составление воспитателем и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае им приходится вести два плана.
Попробуем рассмотреть значение каждого документа в отдельности.
1. Табель посещаемости.
Он необходим для того, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает обеспечить питание детей и проведение занятий (раздаточный материал для каждого ребенка) . Также он помогает отследить заболеваемость детей в определенный период.
2. Сведения о детях и их родителях.
В официально принятой практике в специальном журнале обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу:
Фамилия, имя ребенка;
Дата рождения;
Адрес проживания и телефоны;
ФИО родителей, бабушек и дедушек;
Место работы родителей и телефоны;
Социальные статус семьи (количество детей в семье, жилищные условия, полная - не полная семья) .
Подобная информация возникает из тактичного общения воспитателя с родителями и другими членами семьи. Причем сведения эти должны быть конфиденциальными, ибо речь идет о благе ребенка.
Поведение воспитателя зачастую помогает нейтрализовать возможное негативное воздействие семейной обстановки на ребенка, сделать его жизнь более благополучной и гармоничной.
3. Лист здоровья.
Воспитатели работают в тесном контакте с медицинским персоналом детского сада. В практике важно выработать дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Для этого в группах имеются так называемые «Листы здоровья», которые заполняются медицинским персоналом. Как известно, для формирования правильной осанки и профилактики нарушений зрения немаловажное значение имеет правильная посадка детей за столом, для чего каждому ребенку подбирается комплект мебели. Рост и вес детей определяется 2 раза в год, соответственно и комплект мебели должен определяться 2 раза в год.
Врач осуществляет распределение детей по группам здоровья. По результатам профосмотров (проводимых 2 раза в год в садовских группах и 4 раза в год в группах раннего возраста) в зависимости от характера и степени выраженности отклонений в состоянии здоровья детей, врач дает рекомендации, фиксируя их документально. В практической работе воспитателя важны именно рекомендации, а не клинический диагноз (он является врачебной тайной) . Все перечисленное отражается в «Листе здоровья» на каждого ребенка.
4. Возрастной список детей.
Состав детей в одной и той же группе неоднороден по возрасту, и разница может доходить до года. Воспитатели должны учитывать возраст каждого ребенка в группе, так как разница в возрасте влияет на особенности индивидуального подхода к каждому из детей. Например, если в группе дети трех лет с половиной лет и четырех лет, то во взаимоотношениях с ними воспитатель должен учитывать возрастные изменения психики, связанные с «кризисом трехчетырехлетних». У одних детей активная фаза кризиса в разгаре, у других - кризис завершается, они постепенно становятся более контактными и управляемыми и значит могут более продуктивно и комфортно ощущать себя в коллективе. Простой список с указанием возраста может помочь предотвратить весьма серьезные проблемы в группе.
5. Схема посадки детей за столами.
Именно она помогает правильно подобрать мебель по росту, произвести посадку детей, что является профилактикой нарушения осанки и зрения. Для закрепления места на определенный период существует схема посадки детей за столами, которая по мере необходимости корректируется в зависимости от изменений в физическом состоянии детей в группе.
6. Сетка образовательной деятельности.
Сетка образовательной деятельности помогает систематизировать работу с детьми в течение текущего месяца. Согласно требованию СанПиНа от 20. 12. 2010 №164 о максимально допустимом объеме образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30-40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1. 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной и образовательной деятельности - не менее 10 минут.
7. Перспективный план на год.
К началу учебного года воспитатель составляет перспективный план, который помогает ему планомерно решать поставленные задачи, используя для этого эффективные методики, индивидуальную работу с детьми и работу с родителями. Перспективному планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе, выявление ее сильных и слабых сторон, определение актуальных задач на предстоящий учебный год.
8. План работы на месяц.
Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы предусмотренной перспективным планом, воспитатель использует в работе календарные планы. Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половина дня.
В первой половине дня воспитатель планирует: беседы, индивидуальную и совместную деятельность, чтение художественной литературы, утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, дидактические игры, привитие культурно-гигиенических навыков, прогулку, наблюдение погоды.
Во второй половине дня воспитатель планирует: бодрящую гимнастику, беседы, индивидуальную работу, экспериментирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулку, работу с родителями.
9. Диагностика.
Каждый воспитатель должен изучать своих воспитанников, следить за особенностями их развития. Изучать надо в системе и постоянно. Для этого существуют карты по диагностике знаний, умений, навыков детей по всем видам деятельности и итоговые таблицы результатов усвоения детьми программы.
Диагностику воспитатель должен проводить в начале и конце учебного года, что даст ему возможность сравнить результаты усвоения детьми программы и своевременно провести коррекцию познавательных процессов в сторону достижения ребенком возрастных норм.
10. Схема взаимодействия с семьей.
Работа воспитателя не будет полноценной; если у него нет контакта с родителями детей. Необходимо знакомить родителей с программой обучения, целями и задачами воспитания, изучать передовой опыт семейного воспитания, знакомить родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Работа с родителями должна вестись целенаправленно, планомерно и включать в себя индивидуальные и коллективные формы: беседы, родительские собрания, консультации, вечера досугов, выставки, Дни открытых дверей и т. д.
На родительских собраниях осуществляется педагогическое просвещение родителей. Темы собраний - самые разные. Воспитатель непременно должен вести протоколы родительских собраний для последующего их анализа.
11. Самообразование.
Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Воспитатель обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. Воспитатель должен вести тетрадь по самообразованию, записывая в нее название изученной литературы, название и автора заинтересовавшей его статьи, указывая страницы с наиболее значимой информацией. Далее следует обсудить с коллегами изученное на педагогическом совещании или педсовете. При использовании новаций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора.
Анализ п лана воспитательно-образовательной работы Белой К.Ю. и Кондрыкинской Л.А.
Используемый до настоящего времени многими педагогами ДОУ "Рабочий журнал воспитателя детского сада" (К. Ю. Белая, Л. А. Кондрыкинская) требует корректировок с учетом новых требований. Так, с целью разработок современных подходов к планированию образовательного процесса и создания модели плана воспитателя дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ в течение двух месяцев на базе кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования под руководством профессора К. Ю. Белой и доцента кафедры Л. А. Кондрыкинской работала творческая группа. В ее состав вошли опытные методисты и старшие воспитатели ДОУ города Москвы (окружного методического центра ЮОУО, ГОУ "ЦРР – детский сад № 1958", ГОУ "Детский сад комбинированного вида № 2502", ГОУ "Детский сад комбинированного вида № 2305", ГОУ "Детский сад компенсирующего вида № 2340", ГОУ "Детский сад № 2444", ГОУ "Детский сад комбинированного вида № 2104", ГОУ "Детский сад № 2084"). Каждый из специалистов занимался разработкой отдельных моментов организации образовательного процесса.
Остановимся подробнее на одном из вариантов модели плана работы воспитателя, ставшим результатом деятельности творческой группы. Данная модель плана состоит из четырех разделов.
Первый раздел "Общие сведения" представлен в виде таблиц, которые оформляются двумя воспитателями группы под руководством старшего воспитателя ДОУ в начале учебного года:
* "Сведения о детях и родителях";
* "Взаимодействие с семьями детей";
* "Режим дня группы на холодный период года";
* "Режим дня группы на теплый период года";
* "Листок здоровья";
* "Система закаливания в группе";
* "Двигательный режим";
* "Гимнастика";
* "Результаты обследования речи детей";
* "Индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи".
Во втором разделе "Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми" предлагается схема планирования психолого-педагогической работы с детьми, предусматривающая шесть блоков.
Схема комплексно-тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми
Месяц и недели/ События, праздники, традиции/ Тема/ Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей/Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми/ Взаимодействие с семьей/
Представленная в этом разделе таблица предусматривает перспективное планирование на год с конкретизацией по месяцам, неделям и выстраивается с учетом событий, праздников, традиций данного месяца.
Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.
При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами , предложенными Н. А. Коротковой:
первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники) ;
второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;
третий фактор – события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: "Что это такое? ", "Что с этим делать? ", "Как это действует? ") ;
четвертый фактор– события, происходящие в жизни возрастной группы, "заражающие" детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.
Третий раздел сформулирован как "Перспективное планирование по видам детской деятельности". В соответствии с ФГТ выделяют следующие виды детской деятельности:
*игровая;
*двигательная;
*коммуникативная;
*трудовая;
*познавательно-исследовательская;
*продуктивная;
*музыкально-художественная;
Данный раздел предусматривает планирование работы с воспитанниками на квартал и месяц по основным видам детской деятельности, каждый из них имеет свои специфические блоки и планируется как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.
Четвертый раздел "Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД) " представляет собой еженедельный план работы, который включает в себя два блока: содержание НОД (организация специфических и интересных для воспитанников, специальным образом мотивированных видов деятельности) и формы организации детей.
Важно отметить, что педагог вправе самостоятельно выбирать форму написания плана своей работы с воспитанниками. Предложенная модель также может использоваться воспитателями при составлении собственного плана. При этом не рекомендуется копирование готовых планов работы. В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого для всех ДОУ плана воспитательно-образовательной работы. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом ФГТ, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей