Екатерина Агапова
Самообразование «Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных техник аппликации»
Введение.
Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией , дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития . Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации , включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур,круп, природных материалов и т. д., состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости.
Аппликационная деятельность с использованием нетрадиционных техник , даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием . Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении целостной картины, неточности в изготовлении поделок.
Наиболее важным критерием развития дошкольника в период подготовки его к следующей ступени обучения является мелкая моторика и ее развитие . Сегодня, в период полной компьютеризации уровень развития мелкой моторики рук довольно низок . А в свою очередь развитие моторики рук влияет на речь и ее развитие в целом .
Степень и уровень развития мелкой моторики является один из аспектов готовности ребенка к дальнейшему обучению в школе. Доказано, что ребёнок, который обладает высоким уровнем развития мелкой моторики рук , умеет логически верно рассуждать, у него хорошо развиты память и устойчивое внимание, связная и монологическая речь.
Актуальность.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность развития мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных видов аппликации обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Ведь именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются впечатления о форме, величине предметов, их расположения в пространстве.
В. А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарования детей, находятся кончиках их пальцев, от них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Придя работать в детский сад, я столкнулась с такой проблемой как плохо развитая речь . Чтобы научить ребенка правильно разговаривать, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук . На мой взгляд, самое эффективное для развития мелкой моторики является аппликационная деятельность . А чтобы детям было еще и интересно я буду использовать нетрадиционные виды аппликации .
Важность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных методов аппликационной деятельности дает возможность развитию творческих способностей дошкольников, а так же позволяет сформировать координацию движения пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.
Список используемой литературы
1. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [С . -76-78.
2. Любина, Г. А. Рука развивает мозг [Текст] / Г . А. Любина. О. В. Желонкина // Ребёнок в детском саду. - 2003.- № 5-
3. Новикова И. В. Открытки и сувениры к праздникам – Ярославль : Академия развития , 2011.
4. Соколова С. В. Оригами для дошкольников (Текст) – С. -П., Детство-пресс, 2005.
5. Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников. СПб.: Детство-Пресс,
6. Новикова Ирина : Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи – своими руками.
7. Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях . - М.: Просвещение, 2006.
8. Гусакова М. А. Аппликация . - М.: Просвещение, 2012.
9. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству : обучение дошкольников технике аппликации и коллажа . - СПб : «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2004.
10. Гусаков М. А., Аппликация :Пособие для педагогов дошкольного возраста – М. Просвещение 2000г
11. Бойченко О; Старикова Е; Развитие творчества на занятиях по аппликации . Дошкольное воспитание 2009 г.
12. Наталия В. Д; «Большая книга аппликаций » ; Сова 2008г. ,
13. К. Мититенко «Чудо – Аппликация » ; Эскимо 2008.
14. Афонькин С. Ю; Лежнева Л. В; «Оригами и аппликация » . Издательство Кристалл; Спб 2006г.
Список использованных ресурсов :
1. http://ru.wikipedia.org
2.http://imcbl.ucoz.ru/publ/risovanie_neobychnym_materialom_i_originalnoj_tekhnikoj/1-1-0-29
3. http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm
4. www.logopedy.ru/portal/logoped-literature/. /193-su-jok.html
5. www.doshkolnik.ru/otkritki/4280-dekupazh.html
Публикации по теме:
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных техник в аппликации 3 слайд «Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования» Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей.
Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.
Развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев…» (В. А. Сухомлинский) Уровень развития цивилизации прямо пропорционален.
Добрый день, гости моей странички. В этом году я взяла тему самообразования "Развитие мелкой моторики,через нетрадиционные техники рисования".
План самообразования «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации» Я работаю над данной темой по самообразованию. В ней я рассказываю о видах нетрадиционной аппликации, которые я планирую применять на занятиях.
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм аппликации.
Кузьменко Ирина Валентиновна
воспитатель
МОУ «Ракитянская СОШ №2 им. Цыбулева А.И.»
Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей позволяет развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе.
Актуальность:
Вопрос о наиболее эффективных техниках аппликации, направленных, именно, на развитие мелкой моторики дошкольников, мало освещен в доступной методической литературе, поэтому поиск таких приемов становится очень актуальным.
Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Задачи: Развить умения производить точные движения пальцами рук, развить творческую активность, фантазию.
Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно путем постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого к более сложному.
В ходе работы с детьми старшей группы были опробованы следующие нетрадиционные техники аппликации:
Торцевание
Панорамная аппликация
Симметричная аппликация
Объемная аппликация из бумажных салфеток
Аппликация из природного материала
Мозаика
Квиллинг
Обрывная аппликация
Аппликация из ватных дисков
Аппликация из салфеток:
Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работа, выполненная в данной технике, отличается оригинальностью, красочностью. Дети с удовольствием занимаются данным видом аппликации и получают удовлетворение от готовой работы. Для более подготовленных детей есть возможность усложнить задачу, уменьшив размер сминаемых кусочков бумаги.
Аппликация из природного материала:
Способствует развитию мелкой моторики у детей работа с разнообразными природными материалами. Для аппликации используются: арбузные семечки, фасоль, горох, рис, пшено, гречка, семечки подсолнуха, скорлупа от фисташек. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес к изобразительной деятельности.
Аппликация из яичной скорлупы
Материалы: картон, пластилин, яичная скорлупа, стека.
Выполнение: выберите место нахождения фигур композиции, сделайте на фоне разметку. Нанесите пластилин тонким слоем на картон, с цветовым выделением необходимых предметов композиции. Плотно выкладывайте и вдавливайте скорлупки друг к другу не выходя за разметку.
Аппликация из спичек
Материалы: спички, клей, ножницы, цветная бумага.
Выполнение: нарисуйте контур будущего изображения. Отчистите спички от серы. Прикрепляйте спички с помощью клея к бумаге, начиная с тех деталей в которых необходимо использовать целые спички.
Объемная аппликация
Материалы: цветная бумага, карандаш, ножницы, клей.
Выполнение: Выберите фон. С помощью карандаша, ножниц и клея делаем «бревнышки», для будущей избушки. Оборачиваем вокруг карандаша бумажный лист нужной ширины и закрепляем конец листа клеем. Остальные детали композиции можно сделать плоскостными, это будет зависеть от замысла.
С целью развития ручной моторики и умственных способностей детей младшего дошкольного возраста можно порекомендовать аппликацию из ватных дисков. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
Темы занятий можно легко сочетать с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи)
Объемная аппликация с набрызгом
Материалы: цветная бумага, клей, карандаш, акварель, кисточки.
Выполнение: делаем основу для аппликации в технике набрызга. Дайте фону высохнуть. Из цветной бумаги вырежьте круг – радиус окружности равен длине лепестка цветка. Разделите круг на четыре равные части, от каждой части отрежьте уголок полученные детали сверните в конус и закрепите клеем. Из полученных заготовок лепестков сделайте цветы, распределите их на фоновом листе и поочередно наклеивайте детали на бумагу.
Аппликация из бумажных салфеток в технике скатывания
Материалы: плотная бумага, клей (ПВА или клейстер, ножницы, простой карандаш, бумажные салфетки.
Выполнение: на плотной бумаги простым карандашом сделайте эскиз. Не разворачивая салфетки, срежете сгибы с двух сторон, получившееся квадратики разрежьте на четвертинки. Четвертинки салфеток скатываем в плотные шарики, из которых и будем делать наш рисунок. Возьмите эскиз и начинайте заполнять его шариками, приклеивая их к листу.
Детей подготовительной группы целесообразно познакомить с техниками: торцевание и квиллинг.
Торцевание:
Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. С помощью этой техники можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, открытки. Данная техника привлекает детей необычным эффектом "пушистости".
Квиллинг:
Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо, бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка.
Результативность:
1) Развивается творческий потенциал детей.
3) Дети осваивают нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм аппликации способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам активно старается овладеть этими навыками, а не воспринимает их «в штыки» как нечто идущее вразрез с его собственными желаниями и интересами. Аппликацией дети занимаются с удовольствием, их привлекает то, что результат можно получить быстро, работы получаются красочными, красивыми. Одним словом, дети чувствуют себя настоящими художниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аппликация как средство развития мелкой моторики и подготовки к школе детей с речевой патологией.
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Своевременное формирование активного познавательного интереса к окружающему миру, общих интеллектуальных умений и практических навыков в доступных видах деятельности является условием плавного бескризисного перехода к обучению в школе. Базой для развития интеллектуальных способностей ребёнка являются возможности наглядно-действенного, образно-логического и сенсомоторного мышления ребёнка. Без умения анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; без умения устанавливать различные типы связей между различными объектами, явлениями или их признаками; без способности строить самостоятельные умозаключения или выводить закономерности на основе анализа, синтеза, индукции (восхождение от частного, конкретного к общему) и дедукции (перехода от общих правил, понятий к конкретным явлениям) без этих способностей и умений не может быть хорошей обучаемости ребёнка в школе.
Сегодня большое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка. Система дошкольного образования переживает переходный период: от использования унифицированной образовательной программы - к работе с детьми по вариативным программам в контексте методологии развивающего обучения. Изменились содержание, цели и задачи воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Особое внимание направлено на индивидуальное общение с ребёнком, что обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, интересов, потребностей. Эту мысль лаконично выразил Ш. А. Амонашнили: «В педагогическом процессе должен быть дан простор творчеству, сообразительности, самостоятельности, познавательной и общественной активности детей; характер общения, культивируемый в коллективе, должен помогать каждому ребёнку развивать свою истинную человеческую природу».
В нашем ГБДОУ за более чем 30-ти летнюю историю существования накоплен огромный опыт работы с детьми имеющими нарушения речи разного характера. В последние годы мы работаем с детьми имеющими диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления.
Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослаблённостью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).
Система коррекционной работы с дошкольниками, страдающими речевыми дефектами проводится в нашем учреждении комплексно. Одним из разделов этой сложной работы, я считаю, проведение занятий по аппликации. Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка. Они развивают мелкую моторику, способствуют развитию у ребёнка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, чувство формы и глазомер. Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса у детей. Дошкольник может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного «хода» руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр.
Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам активно старается овладеть этими навыками, а не воспринимает их «в штыки» как нечто идущее вразрез с его собственными желаниями и интересами. Аппликацией дети занимаются с удовольствием, их привлекает то, что результат можно получить быстро, работы получаются красочными, красивыми. Одним словом, дети чувствуют себя настоящими художниками. Ребята очень любят устраивать выставки работ для того, чтобы родители смогли полюбоваться результатами их труда.
Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. В чем специфика аппликации по сравнению с другими видами работ? Дело в том, что техника обработки (вырезывание ножницами) и качество материала (однотонная ткань, бумага) кладут отпечаток на сам характер работы: приходится стремиться к упрощению очертания фигур, обобщению формы и окраски. Краска и кисти лучше передадут впечатление живописного изображения предметов чем вырезывания из однотонного материала, но эти, кажущиеся на первый взгляд недостатки материала имеют большое значение. Вырезывание должно вестись сразу ножницами, что развивает решительность, смелость, сообразительность, наблюдательность и самостоятельность. При таком приеме гораздо лучше чувствуется форма предмета и быстрее развивается способность анализирующего видения, т. е. умения рассматривать предметы, сравнивая соотношения его частей. Одноцветный материал заставляет разыскивать характерные особенности предмета.
Помимо умения выбирать цвета и их оттенки, вырезывание из цветного материала учит ребенка чувствовать декоративный материал, естественно побуждает создавать декоративные, орнаментальные работы, а возможность складывания материала при вырезывании подводит к умению составлять симметричные фигуры, а при многократном складывании - и ритмические.
Возможность передвигать отдельные элементы композиции позволяет ребенку освоить красоту группировки частей композиции и комбинацию цветов.
Достоинством аппликационных работ является возможность коллективного исполнения одной композиции. Участники работы сообща обсуждают сюжет картины, подбирают подходящий, по цвету материал, и распределяют между собой части работы. После того как основные детали будущей композиции выполнены, приступают к их распределению и, убедившись, что размещение получилось удачным, приклеивают их.
Аппликация различается по содержанию, по количеству используемых цветов, по наличию симметрии, по форме, по способу изготовления и количеству деталей, степени прилегания к основе, по способу скрепления деталей.
1. Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы простой формы, локальной окраски, с отчетливой конфигурацией, ясными пропорциями. Так, предметы простой формы (шар, кубик, флажок) вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета. Сложная форма составляется из отдельных частей. Например, снеговика вырезают из нескольких квадратов разной величины путем закругления углов; затем отдельные детали наклеивают в следующем порядке: к большому кругу прикрепляют средний (живот) и меньший (голова) и по бокам наклеивают маленькие кружки (руки).
Прием симметричного вырезания применяется для передачи зеркального соответствия боковых сторон (бабочка, стрекоза, тюльпан, ракета) или равномерного чередования повторяющихся частей от центра (ромашка, снежинка).
2. Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети учатся вырезать и объединять разные элементы по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребёнок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
Аппликация в разных группах детского сада.
Аппликация в средней группе.
К 4 годам деятельность ребенка становится более сложной и разнообразной. Развивается восприятие и воображение, совершенствуется способность создавать по собственному замыслу.
Малыш овладевает умением сопоставлять предметы не только по форме, но и по длине, высоте, ширине, он различает величину (ниже, выше, толще, тоньше), ориентируется в пространстве. Соответственно усложняются и занятия с использованием техники аппликации.
Ребенок уже способен на основе готовой формы создать новую, поэтому к работе с шаблонами добавляется вырезание (разрезание различных фигур на полосы, выполнение косых срезов, вырезание круга и овала).
В этом возрасте развивается также мелкая моторика руки, и ребенку можно поручить такие операции, как составление узоров из мелких деталей сложной формы (звездочки, неправильные треугольники и т. д.) и вырезание дополнительных элементов (глаза, рот, уши, пуговицы и т. п.).
Занятия проводятся обычно 2-3 раза в месяц. Кроме того, в свободное время можно выполнять несложные тренировочные упражнения: вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника и т. д.
Аппликация в старшей группе.
В возрасте 5-5,5 лет у ребенка продолжают совершенствоваться координация, пространственное и образное мышление, мелкая моторика руки. Его движения становятся более точными, ловкими, ребенок в состоянии вырезать из бумаги различные формы - прямоугольные,овальные, круглые, составлять декоративные, предметные и сюжетные композиции с натуры и по замыслу.
На данном этапе рекомендуется проводить одно занятие в неделю и больше внимания уделять развитию воображения и творческих способностей малыша. К уже известным прием работы с бумагой добавляем новые, усложняя задания. Необходимо побуждать малыша к самостоятельному мышлению.
В качестве развивающих упражнений можно использовать вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной вдвое симметричных узоров из листа, сложенного в несколько раз (снежинки, листочки, кораблик, ракета), вырезание силуэтных изображений по контуру и на глаз, аппликация способом обрывания.
Такие задания развивают у ребенка эстетические чувства, чувства ритма, цвета, композиции. Сам процесс создания нового захватывает малыша, приносит радость творчества, учит видеть прекрасное в окружающей жизни.
Аппликация в подготовительной группе.
К 7 годам ребенок сознает себя на пороге новой школьной жизни, как правило, с удовольствием готовится к ней. Он понимает различие между игрой и специальным занятием, знает их время и место. Познавательная деятельность приобретает более сложные формы, произвольность, внимание и восприятие становятся целенаправленными, у ребенка развиваются самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение оценивать и анализировать свои поступки и результат деятельности. В этом возрасте дети выделяют и передают характерные признаки предметов, называют форму, цветов спектра красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, продолжают учиться выполнять аппликацию с натуры и по представлению. Важно, чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца. В качестве тем для аппликации часто выступают сюжеты сказок и мультфильмов, фантастические существа это свидетельствует об активном развитии воображения. Поощряя проявление фантазии и творчества, нельзя забывать о закреплении уже освоенных умений и навыков: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной в несколько раз, а также по нарисованному контуру; силуэтное вырезание; различные приемы аппликации (обрыванием, объемная аппликация).
Организация работы. Правила работы.
Рабочее место должно быть хорошо освещено. Как при письме или рисовании, свет должен падать с левой стороны, рабочая мебель соответствовать росту ребенка. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость. Следует продуманно отнестись к выбору инструментов. Так, ножницы должны иметь закругленные концы, а клей не вызывать аллергических реакций.
Во время занятий, детям придется пользоваться ножницами, неосторожное или неправильное применение которых может привести к несчастному случаю. Во избежание этого, перед каждым видом работы необходимо напоминать ребятам правила техники безопасности.
Правила личной гигиены:
- Все работы нужно выполнять на подкладном планшете (клеёнка, бумага, картон).
- Чистота рук обеспечит аккуратное выполнение работы.
- Склеенные детали следует протирать чистой сухой салфеткой (тряпочкой).
- Окончив занятие, необходимо тщательно убрать рабочее место, инструменты
- привести в порядок, а руки обязательно вымыть.
Работа ножницами:
- В дошкольном возрасте рекомендуется использовать ножницы с округлыми концами.
- Ножницы должны храниться в специальном футляр или стаканчике.
- Поворачиваться или переходить с места на место с ножницами в руках запрещается.
- Бумагу или картон следует резать:
- по прямой линии серединой лезвия, смотреть на конец ножниц, направляя их вдоль линии;
- по кривой линии - смотреть на место разреза, плавно поворачивая левой (правой) рукой материал;
Правила работы кистью при склеивании:
- Держать кисть вертикально к поверхности.
- Размашистыми движениями от середины к краям наносить клей тонким слоем на всю поверхность детали.
- Аккуратно накладывать детали на смазанную клеем поверхность.
- Протирать деталь чистой тряпочкой от середины к краям.
- При необходимости сушить изделие под прессом.
- В случае попадания клея в глаза обязательно промыть их водой.
Миляуша Гильманова
Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации
Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации
Введение
«Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Актуальность :
Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Умственное воспитание. Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции : анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей , обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь . При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
Нравственное воспитание. Изобразительная деятельность (аппликация ) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества : доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу , преодолевать трудности и т. п.
Трудовое воспитание. Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
Эстетическое воспитание. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности - вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус .
Виды аппликации :
Предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.) ;
Сюжетная, отображающая те или иные события;
Декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Опыт решения данной проблемы
Передо мной встали проблемы, как пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками, вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах и получить удовольствие от результата своей работы.
При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда и аппликация вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка , они позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка : желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка .
В основе занятий положены принципы Брофмана В. В.: принцип авторства, принцип эмоциональной увлечённости, принцип вариативности, принцип «если не похвалишь ты, то кто?» , принцип личностного общения.
Проблемы :
Недостаточно развита мелкая моторика руки у детей ;
Нет сенсорного опыта в исследовании свойств и качеств предметов.
Гипотеза : аппликация будет способствовать , обучит детей простейшему сенсорному анализу, научит способам создания и преобразования предметов.
Цель : создание системы работы по развитию мелкой моторики руки ребёнка через рукотворные виды деятельности
Задачи :
1. Вызвать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками
2. Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами
3. Содействовать развитию мелкой моторики руки , созидательному отношению к окружающему миру
Из опыта работы :
Аппликация из салфеток :
Я считаю особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация . Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликации отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией получая удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу Работая с детьми трехлетнего возраста, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией Вначале детишки сминали кусочки салфеток размером 5на5 см. затем постепенно квадратики салфеток становились все меньше. Пальчики детей становились все более ловкими,комочки – более плотными. Создание рисунков было коллективным Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, украшающею группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.
Пластилинография :
С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей дошкольного возраста я решила много внимания уделить такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т . д.)
Интегрированные занятие более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; я заметила как проявляется интерес; расширяются знания об окружающем мире.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия я провожу физкультурные минутки. Еще один важный момент –благоприятный эмоциональный настрой у детей. Особенно приятно видеть как они радуются выполненной работе и с каким восторгом и гордостью показывают вечером своим родителям. Я уверена что условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Обрывная аппликация :
Это отдельный вид аппликации , суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и ее может освоить даже ребенок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Что бы детям интересней было выполнять работу мы вместе придумываем сюжет или выбираем любимого героя.
Также в ходе работы с детьми были опробованы следующие нетрадиционные техники аппликации :
Симметричная аппликация
Объемная аппликация из бумажных салфеток
Аппликация из природного материала
Аппликация из ватных дисков
Система работы :
1. За столом
2. Подгрупповая
3. Индивидуальная
Факторы способствующие или препятствующие
реализации инновационной работы.
В применении нетрадиционной изодеятельности при реализации моего проекта никаких негативных факторов не наблюдалось, так как данный проект положительно влияет на развитие мелкой моторики и всестороннее развитие детей .
Таким образом, нетрадиционные способы изобразительной деятельности способствуют развитию у детей творчества , воспитанию художественного вкуса, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение.
Результативность :
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети получат радость от сотворчества.
3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов : кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Вывод :
В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока) . Ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка , и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Занятия нетрадиционной изодеятельностью позволяют развивать память и фантазию , повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Проведенная исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у детей поступающих в детский сад страдает развитие мелкой моторики , но не у всех детей одинаково.
Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.
Основная задача занятий нетрадиционной изодеятельностью состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук . Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости , достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.
Сравнивая результаты этих трёх лет я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по изодеятельности приобретали осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям в средней группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.
Наталья Николаевна Мусина
Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР
Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память , внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.
Кроме этого развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка . Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать : именно мелкие мышцы рук , подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук,поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка , и имеет большое значение, как для развития ребенка , так и для подготовки его к обучению в школе.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. П. Бехтерева и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.
И. М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство : можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое. "Мне даже кажется, что я никогда не думаю словом, а всегда мышечными ощущениями" . Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнения упражнений для ног, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов : губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию .
В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержка ее развития .
Р. Е. Левина-выдающийся педагог и психолог занимаясь изучением недостатков письма у детей с речевыми нарушениями указывала, что грамотное написание, очевидно, определятся не только знанием правила. Оно подготавливается еще задолго до его прохождения опытом устного общения и обобщений, возникающим в речевом опыте. У детей с недоразвитием речи опыт речевого общения слишком беден. Нарушение письма у этой категории детей следует рассматривать как вторичное явление, зависящее от недоразвития устной речи , а не как самостоятельное изолированное нарушение.
Отдельные приемы работы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития описаны Н . С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, при моторной алалии - Н . И. Кузьминой, Т. Б. Рождественской. Доктор медицинских наук, профессор М. М. Кольцова в книге "Ребенок учится говорить" подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка .
Она также делает вывод о том, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны . Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Для изучения этого вопроса большую работу провела Л. В. Фомина. Она работала с детьми от 10 месяцев до 1г. 3 месяцев. Дети разделены на 3 подгруппы. В каждой из них занятия проводились по особому плану. В результате, звукопроизношение у детей при тренировке тонких движений пальцев рук не только удалось получить много раньше, (в 7 раз быстрее, чем в 1-ой группе) но оно оказалось и более совершенным.
В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции руки и речи. При травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачиваются не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие .
Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка , а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики , описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики такие как М . Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, В. В. Цвынтарный, Е. М. Мастюкова, Т. А. Ткаченко, А. К. Толбанова и др.
Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей .
Как только появляется возможность брать предметы, перекладывать их из одной руки в другую (девять - десять месяцев, активное манипулирование приобретает главную роль в деятельности ребенка.
К данному возрастному этапу различные функциональные системы приходят с разной степенью зрелости, совершенства.
Одни уже оформились и начинают модифицироваться, другие только начинают формироваться.
В этом и заключается принцип гетерохронности, т. е. неодновременности созревания отдельных функциональных систем мозга.
Например, зрительное восприятие совершенствуется быстрее, чем слуховое или вкусовое, а способность понимать обращенную речь возникает гораздо раньше, чем умение говорить.
Из этого следует, что гетерохрония нарастания скоростей проведения связана с усложнением двигательных функций. Схема "лицо - руки - ноги - руки" соответствует основным этапам моторного развития ребенка . А также нарастание скоростей предшествует формированию новой функции. В этом проявляется принцип опережающего обеспечения функции, который характерен для развивающейся нервной системы .
Теория функциональных систем рассматривает организм как сложную интегративную структуру, состоящую из множества функциональных систем, каждая из которых своей динамической деятельностью обеспечивает полезный для организма результат, утверждал П. К. Анохин.
Если у ребенка развитие зрительно- моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту , есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте , к шести – семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти . Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи : во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка , во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, "Сорока", не забывать о развитии и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Особенности речевого развития детей с ОНР .
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста , проведенных Р. Е. Левиной и коллективном научных сотрудников НИИ дефектологии в 50-60 годах XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития , протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позицией системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от строения компонентов речевой системы.
Р. Е. Левина выделила и подробно описала разные категории детей , у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от возрастной нормы , как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь у детей с первично сохранным интеллектом и нормальным физическим слухом. Такое системное нарушение получило название "общее недоразвитие речи " (ОНР) .
Выявленные Г. В. Чиркиной (2003) особенности речевого развития детей с ОНР (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера) сочетаются с нарушениями коммуникативной функции, что выражается в снижении потребности в общении, несформированных способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенностях поведения (нет заинтересованности в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм) В психолого-педагогическом описании ОНР выделяется три вида.
Рассмотрим уровень развития речи детей ОНР 3 и 4 вида , они, как правило являются воспитанниками детских садов общего и комбинированного образца. Третий уровень речевого развития характеризуется тем , что обиходная речь детей становится более развернутой , грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет.
В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны.
Дети пользуются простыми распространенными предложениями из трех-четырех слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют . В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная грамматическая связь, логика событий не передается.
К числу ошибок словоизменения относятся : смешение в косвенных падежах окончаний существительных; замена окончаний существительных среднего рода окончанием женского рода; ошибки в падежных окончаниях имен существительных; неправильное соотнесение существительных и местоимений; ошибочное ударение в слове; не различение вида глаголов; неправильное согласование прилагательных с существительными; неточное согласование существительных и глаголов.
Звуковая сторона речи на данном уровне значительно более сформирована, дефекты произношения касаются сложных по артикуляции звуков, чаще шипящих и сонорных. Перестановки звуков в словах касаются лишь воспроизведения незнакомых, сложных по слоговой структуре слов.
Четвертый уровень речевого развития характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются
Словарный запас этих детей ниже , чем у детей с нормой как по количественным, так и качественным показателям. Так, дети овладели основными значениями слов, выраженными их корневой частью, но они недостаточно различают изменение значений, обусловленных употреблением разных приставок. Задания на подбор однокоренных слов, синонимов, составление сложных слов им практически почти недоступны. Недостаточно усвоены детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня обобщающие слова : транспорт, обувь, профессия и т. Они нередко заменяют родовые понятия видовыми : деревья-елочки, головные уборы-шапка; вместо малознакомых слов употребляют словосочетания : дупло-белка тут живет; грядка-огурчики тут растут; кран-здесь ручки моют.
То есть нарушения речевой деятельности при ОНР III уровня у детей старшего дошкольного возраста затрагивают все стороны. Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной , сенсорной и волевой сфер
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи :
во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка ;
во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Виды работы с детьми по развитию мелкой моторики у детей
Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам активно старается овладеть этими навыками, а не воспринимает их «в штыки» как нечто идущее вразрез с его собственными желаниями и интересами.
Это обстоятельство особенно важно учитывать при формировании у детей сложных и жизненно важных навыков, к числу которых, несомненно, принадлежит и речь. Развитие тонкой ручной моторики ребёнка должно начинаться с раннего детства. Сначала упражнения могут носить пассивный характер. Уже начиная с полугода можно производить осторожное сгибание и разгибание пальчиков рук ребёнка, а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, "Сорока", применять пальчиковые игры,не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания – застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. ВВ. Цвынтарный опираясь на исследования института физиологии детей и подростков АПН разработал и предложил массу игр на развития мелкой моторики -это и пальчиковые игры и манипуляция со спичками и счётными палочками
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация , конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения : вырезание, аппликация , а также вырезание разных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д.
Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок, аппликация из тканей и природного материала. Аппликация (от латинского слова "прикладывание") - интересный вид художественной деятельности - это способ работы с цветными кусочками различных материалов : бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные платины, всевозможная материя (бархат, атлас, шёлк, высушенные листья. В последние годы одним из популярных материалов аппликации являются салфетки . Ассортимент бумажных салфеток, богатство их расцветок, мягкость, эластичность, интерес детей , лёгкость и доступность работы даёт толчок фантазии и желанию работать с этим материалом. Салфеточная декоративная аппликация включает в себя работу с однотонными и цветными салфетками – в технике «Декупаж» . Особенность техники наклеивания в работе с бумажной салфеткой,заключается в том,что клей наносится не на салфетку,а на лист. Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью, и аппликация получается частично объемной. Например, лепестки цветка прикрепляются только у середины, а концы его отстают от фона. Это придает большую выразительность изображению. Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества.
Ребята могут, как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезывая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д
Исследователи детского творчества подчеркивают необходимость овладения техникой, основой грамотности для создания образа, для развития способности к изображению. «В руке живописца,-отмечает А. Г Ковалёв известный советский педагог и психолог,-синтезированы,или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщёнными умениями, закрепленными в системе движений».
Занятия аппликацией способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.
Письмо – инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движение рукой : ведь необходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими, контролировать их. При этом возраст 6-7 лет является главным для развития кисти рук .
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
В процессе изо творчества, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом . Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.
На занятиях изобразительной деятельностью,в совместной деятельности воспитателя и детей ,на интегрированных занятиях с логопедом, детей можно познакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов, признаки действий.
Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки («Ленточки красные, длинные, красивые» ). Слово помогает осмыслению процесса изображения. Ребенок с общим недоразвитием речи неспособен к самостоятельному всестороннему наблюдению изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль взрослого (воспитателя, логопеда) в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки (мяч большой, круглый, красный) . Таким образом, руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение аппликации , но и на развитие восприятия воображения. Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.
Приобщая детей к художественному творчеству, педагог должен воспитывать у них эстетическое отношение к окружающей жизни, способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности ,что в свою очередь ведет к овладению и развитию всех компонентов речи.
Список литературы :
1 Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. [Текст]- СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования) .
2. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду . [текст] М., 1988г.
3. Болотина Л. Г., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика . [текст]М., 1997
4. Воспитатель ДОУ №4- 2008г стр92-98
5. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству[текст]:Пособие для педагогов дошк . учреждений/С. М. Вайнерман[и др]-М. ;Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001.-224с.
6. Гусакова М. А. Аппликация : Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание » и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях » . [Текст]- М.: Просвещение, 1997.
7. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. [Текст]- М.: Издательский центр «Академия» , 1998.
8. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду . В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович : [текст] Акцидент, 1996
9. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников . М., 1990
10. Кольцова ММ Рузина МС Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг[текст]-Екатеринбург;У-Фактория,2004
11. Ковалёв А. Г. Воспитание ума,воли и чувств у детей . [текст] ;-Минск
Нар. Асвета. ,1974-143 с.
12. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет : Пособие для педагогов дошкольных учреждений . [текст]- М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
13. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка» ). –[текст] Ростов Н/Д : Феникс, 2002.
14. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей : Лаб. практикум : Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк .) – [текст]М.: Просвещение, 1987.
15. Ковалев Н. Е и др., "Введение в педагогику"[текст]-М.: Просвещение. ,1964
16. Кольцова ММ Рузина МС Ребёнок учится говорить[текст] .Пальчиковый игротренинг-Екатеринбург :У-фактория. ,2004
18. Пантелеева Л. В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ : Книга для воспитателя детского сада (Л. В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. – [текст]М.: Просвещение, 1987.
17. Программа Воспитания и Обучения в Детском Саду[текст] (Под ред. М. А. Васильевой, Гербовой В. В., Комаровой Т. С.) .: Мозаика –Синтез 2005г. ,-208 стр
18. Филичева ТБ ЧиркинаГВ. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста . [текст]- Москва : «Айрис-Пресс» , 2004.
19. ЦвынтарныйВВ Играем пальчиками и развиваем речь [текст]-Спб . ;М. ,Лань1997-32с
20. Ребёнок в детском саду[текст]№4-2011г стр. 84