Помочь ребенку раскрыть свои способности и таланты – одна из важнейших задач любящих родителей. Именно в детском возрасте энергия плещет через край, проявляются первые наклонности, закладываются жизненные увлечения. Разумеется, взрослые стремятся поддержать малыша в его начинаниях и, возможно, дать базу для любимого впоследствии дела. Физическое, эстетическое, музыкальное развитие, прикладные навыки – всё это могут дать ребенку разнообразные кружки, секции и студии. Но как правильно подойти к вопросу выбора? С какого возраста имеет смысл отдавать ребенка в кружки? На что следует обращать внимание при выборе кружка для дошкольника? Об этом мы поговорим в сегодняшней статье.
Особенности дошкольного возраста
Дети-дошкольники – это настоящее средоточие креатива! Они постоянно выдают что-нибудь «этакое»: поют песенки и сочиняют стихи со своеобразными рифмами и ритмом, рассказывают истории о выдуманных ими самими персонажах, исполняют невиданные танцы и показывают «трюки», рисуют картинки, в которых порой трудно угадать смысл. Но всё это – необходимый и очень важный этап жизни ребенка. Пока ему не нужны рамки, указания и советы, как делать «правильно». Малыш впитывает то, что его окружает и создает собственную интерпретацию. Пусть нам она иногда и кажется нелепой, мешать ребенку творить не нужно.
Главное, о чем нужно позаботиться родителям дошкольника – это наличие благоприятной среды, стимулирующей развитие. Сейчас ваш малыш активно подражает всему, что ему нравится. Мама рисует – и он рисует «каляки-маляки», папа собирает мебель – и ему хочется вкрутить куда-то винтик, бабушка вяжет – и ему хочется попробовать. Действия взрослых становятся для ребенка стимулом к собственному созиданию. Возможно, вы замечали, что маленьким детям нравятся именно их собственные танцы, каракули-«письма», коряво слепленные фигурки из пластилина. А попытки взрослых научить, «как надо», воспринимаются в штыки или игнорируются. Это естественный способ защиты своего права быть первооткрывателем, творцом.
Родителям стоит поощрять ребенка в его начинаниях, подавать ему пример своей деятельностью и обеспечивать необходимые материалы, аксессуары для того или иного занятия. Такой подход будет намного более эффективен, чем какие бы то ни было регулярные занятия (неважно, в кружках или дома).
Нужны ли кружки дошкольнику?
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: стимулирующая среда для развития дошкольника важнее, чем специальное обучение. Но это не означает, что кружки и секции противопоказаны детям до школы. Они вполне имеют место быть, но к их выбору и времени начала посещения стоит подойти серьезно. Кружки, которые посещает дошкольник, должны соответствовать его возрасту и не нести излишней нагрузки (физической и психологической). Кроме того, любые занятия должны в первую очередь искренне нравиться малышу. Мода, престижность и посещение «за компанию» – не лучшие критерии выбора кружка. Не забывайте и о том, что интересы в дошкольном возрасте еще неустойчивы, и ребенок пока всего лишь пробует разные виды деятельности.
Когда отдавать ребенка в кружки и секции?
В идеале специализированное обучение ребенка (рисование, пение, танцы, профессиональный спорт) лучше начинать не ранее 5-6 лет. Именно этот возраст является отправной точкой для «настоящей» учебы, т.е. ребенку становится проще повторять, делать по образцу, он постепенно отходит от детской спонтанности.
Не стоит бояться того, что вы упустите время, и малыш чего-то недополучит. Наоборот, в сравнении со сверстниками, посещавшими разнообразные секции с самого раннего возраста, он будет более свободен в самовыражении, будет лучше понимать свои желания и возможности, испытывая к занятиям искренний интерес. Детям, которых уже в 3 года целеустремленные родители отдали, допустим, в профессиональный спорт, бывает сложно потом понять, действительно ли это «их» дело.
Если говорить о конкретных видах занятий, то для самых маленьких (с 2 лет) можно посоветовать только занятия физкультурой, ритмикой – это полезно для гармоничного развития. Начинать обучение пению лучше не раньше 5 лет, музыке – не раньше 6 лет. Музыкальную теорию ребенок будет готов воспринимать с 7-8 лет.
Танцы , несмотря на кажущуюся очевидной пользу, вызывают массу споров среди родителей. С одной стороны, они способствуют физическому и эстетическому развитию ребенка, а с другой – возникают вопросы, для чего эти занятия нужны вообще: для удовольствия или в качестве профессионального спорта со всеми вытекающими последствиями. Танцевать для удовольствия можно и в 3-4 года, но в кружке это в любом случае будет обучение, которое мешает ребенку придумывать собственные (пусть и дикарские) танцы. А начать настоящие тренировки, направленные на участие в конкурсах и чемпионатах, ребенок сможет не раньше 5 лет.
Примерно так же обстоят дела с профессиональным спортом . Не стоит торопиться: если ребенок еще маленький, а вы выбираете по собственным соображениям спорт для «будущего чемпиона» (чаще всего прилично вкладываясь материально), тем самым вы лишаете его возможности самостоятельного выбора в будущем. Кроме того, профессиональный спорт не лучшим образом влияет на здоровье и психику ребенка, поэтому решение о таком выборе должно определяться настоящими желаниями и способностями ребенка. И конечно, отдавать его на серьезные тренировки нужно не ранее 5-6 лет.
Водить ребенка в бассейн до 5 лет можно лишь с целью веселых игр в воде. Адекватно воспринимать указания тренера и выполнять их малыш сможет по достижении 5-6 лет. Это относится не только к профессиональным спортивным занятиям (вы хотите вырастить олимпийского чемпиона), но и к простому обучению плаванию.
Рисование , несомненно, очень полезно для детей, даже для полугодовалых крох. Однако освоение техники рисунка не стоит начинать до 4-6 лет.
Занятия иностранными языками очень манят родителей, ведь школы раннего развития обещают, что научат даже 3-летку говорить на иностранном языке (а то и не на одном!). Действительно, 3 года – возраст наиболее восприимчивый для усвоения речи. Но все-таки речи в первую очередь родной. Раннее изучение иностранного языка вызывает путаницу в голове ребенка, что мешает ему овладевать родным языком, который формируется лишь к 6-8 годам. Конечно, есть дети, растущие в двуязычных семьях, но о них следует говорить отдельно. Специалисты-логопеды предупреждают об опасности раннего изучения иностранного языка. В частности, возможно возникновение дисграфии – нарушения письма, довольно часто встречающееся у современных школьников. Поэтому логопеды и советуют не торопиться с иностранным языком. Если вы четко настроены обучить ребенка иностранным языкам уже в 3-4 года, выберите всего один и не забывайте, что занятия должны происходить в игровой форме. Кроме того, занятия языком в дальнейшем должны будут носить регулярный характер, иначе они полностью утратят смысл – ребенок попросту забудет всё, чему его учили.
Начинать ли посещение кружков в первом классе?
С началом учебы в школе у ребенка начинается новая жизнь, к которой он приспосабливается более или менее успешно. Родителям, естественно, хочется, чтобы их первоклашка развивался не только академически, но и занимался дополнительно спортом, музыкой или чем-то еще.
С точки зрения психологии, записывать ребенка во всевозможные кружки с первых дней учебы неправильно. Дайте малышу время привыкнуть к новым условиям, адаптироваться к коллективу, учебным требованиям и нагрузкам. Даже если вам кажется, что всё идет гладко, не торопитесь.
Ребенку нравится учиться? Он нашел в классе друзей, учеба дается легко, и у него куча свободного времени? Так и хочется занять его чем-то полезным. Правильное начинание! Но все же подходить к нему нужно здраво. Вот несколько советов:
- Не перегружайте ребенка. Если всё его время будет расписано по минутам, результатом станет не радость от наполненной жизни, а усталость и расшатанные нервы.
- Количество кружков и времени, тратящегося на их посещение, должно зависеть от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка. Для среднестатистического школьника нормальным будет количество занятий не более двух раз в неделю в будни плюс одного раза в выходной день. Учитывайте и то, насколько выбранные кружки удалены от дома. Постоянные поездки в разные концы города вымотают ребенка.
- Если ваше чадо не отличается усидчивостью, имеет смысл записывать его в несколько кружков сразу. Попробует, найдет «свое» и на нем остановится.
- Спокойного и старательного ребенка лучше сразу приобщать лишь к одному-двум основным занятиям. Иначе потом, по мере возрастания школьной нагрузки, когда придется выбирать между несколькими кружками в пользу самых важных, ему будет сложно отказаться от дел, на которые уже потрачено столько сил и времени.
- Между школьными и внешкольными занятиями детям необходимо предоставлять перерыв для отдыха – не менее 1 часа.
Нормы времени занятий в кружках и секций по возрастам
Возраст ребенка определяет уровень допустимой для него нагрузки, с которым нужно считаться как родителям, так и руководителям детских кружков, секций, школ, клубов по интересам.
Нормы, касающиеся времени начала и окончания занятий, их продолжительности, количества перерывов, определены Республиканским центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.
Как уже было сказано выше, между занятиями в школе и в заведениях дополнительного образования обязателен перерыв не менее 1 часа.
Начало занятий в детских кружках и секциях возможно не раньше 8.00 (оптимально – начиная с 9.00). Время окончания занятий определяется возрастом ребенка:
- младший школьный возраст (6-10 лет) – не позднее 20.30;
- средний и старший школьный возраст (с 10 лет) – не позднее 21.00.
Занятия могут проводиться в любой день недели и месяца, включая выходные и дни каникул. Максимальное количество занятий в неделю и их продолжительность зависит от возраста ребенка:
- дошкольный возраст – 2 занятия в неделю продолжительностью до 35 минут каждое;
- младший школьный возраст – до 4 учебных часов (1 учебный час = 45 минут) в неделю;
- средний школьный возраст – до 6 учебных часов в неделю, не менее 2 раз в неделю;
- старший школьный возраст – до 10-12 учебных часов в неделю, не менее 3 раз в неделю.
Если ребенок посещает более одного кружка, недопустимо записывать его в два кружка одной направленности (к примеру, спортивные) в один и тот же день.
Время практической деятельности ребенка не должно превышать 60-70% от общей длительности занятия. А непрерывная практическая работа не может длиться более, чем:
- дети 4-6 лет – 5 минут;
- дети 7-9 лет – 7-10 минут;
- дети 10-11 лет – 10-13 минут;
- дети 12-13 лет – 15-18 минут;
- дети старше 14 лет – 20-25 минут.
Типовые программы для учреждений дополнительного образования и учреждений общего среднего образования, разработанные Республиканским центром технического творчества учащихся, утвержденные Минобразования РБ и Национальным институтом образования, определяют возраст зачисления детей в различные учреждения дополнительного образования следующим образом:
Направление деятельности |
Минимальный возраст на начало занятий |
Художественный профиль |
|
Хореография, изобразительное искусство, театральные, музыкальные |
дошкольный возраст |
«Музыкальное», «Изобразительное», «Народное декоративно-прикладное», «Хореографическое», «Театральное», «Народное творчество», «Художественно-эстетическое» |
6-9 лет (при 7-летнем курсе обучения) или 9-11 лет (при 5-летнем курсе обучения) |
Кружок фотолюбителей |
|
Ручное ткачество |
|
Переплетно-реставрационное дело |
|
Кружок цифровой фотографии |
|
Спортивно-технический профиль |
|
Автомоделирование, моделирование транспортной техники, ракетно-космическое моделирование, авиамоделирование |
|
Кружок автоконструкторов-картингистов |
4-7 класс, допускается с 6 лет |
Кружок мотоциклистов |
|
Кружок юных водителей мопедов |
|
Радиоспорт, спортивная радиопеленгация, многоборье радистов |
|
Технический профиль (подготовительные занятия) |
|
Начальное техническое моделирование, электрифицированная игрушка |
|
Начальное моделирование транспортной техники |
|
Технический профиль |
|
Столярно-конструкторский кружок |
|
Резьба по дереву |
|
Радиоконструирование, радиоэлектроника |
|
Электронная автоматика |
|
Кружок юных менеджеров |
|
Машинопись и делопроизводство |
|
Технология и физика металлов |
|
Информатика и программирование |
13-14 лет, допускается с 8 лет |
Компьютерная графика |
|
Практическая астрономия |
1. Вход в детскую студию возможен ТОЛЬКО В СМЕННОЙ ОБУВИ!
2. С каждым ребенком может присутствовать только ОДИН взрослый.
3. При посещении нашей студии, пожалуйста, соблюдайте наше главное правило: НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА (ОСОБЕННО ФИЗИЧЕСКИ) У НАС В ГОСТЯХ! Мы поддерживаем другие методы воспитания!
4. Пожалуйста, приходите на занятия не более чем за 5 -10 минут ДО НАЧАЛА занятия, чтобы Вы могли спокойно переодеть Вашего ребенка. Детям тяжело заниматься, когда они просидели 20-30 минут в коридоре в ожидании начала.
5. Помещения детской студии не рассчитаны на длительное пребывание детей ПОСЛЕ занятия, пожалуйста, дайте возможность другим детишкам переодеться и подготовиться к занятию.
6. Мы просим Вас не давать детям на занятия игрушки и продукты питания, это отвлекает от занятий не только Вашего ребенка, но и всех его соседей. Постарайтесь не покупать новые игрушки прямо перед занятием.
7. Родители, помните – если Вы хотите видеть РЕЗУЛЬТАТ от посещения Вашим ребенком нашей детской студии, то на занятия нужно приходить РЕГУЛЯРНО! Наша программа построена так, что каждое пропущенное занятие «крадет» у Вашего ребенка частичку знаний.
8. Запись ребенка в группу производится ТОЛЬКО при заключении Договора. Подписывая договор, Вы подтверждаете, что согласны с правилами нашего Центра и готовы их соблюдать!
9. Проводить оплату необходимо до начала занятия. Оплачивать можно разово или приобрести абонемент. Помните, цена абонемента намного дешевле разовой оплаты.
10. Приобрести Абонемент можно в любой день месяца. Абонемент действует на последующие 8(восемь) занятий. По истечении 8(восьми) занятий приобретается следующий абонемент.
11. Оплаченные и пропущенные занятия переносятся на следующие занятия только по справке или предупредив нас за один день. Возврат денежных средств НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ.
12. Заключая Договор с Детской Студией, Вы берете на себя обязательство приводить на занятия ЗДОРОВОГО ребенка, а также чистого и опрятного. Администрация и педагоги Детской Студии имеют право не допустить ребенка на занятия при наличии видимых признаков заболевания (насморк, кашель, температура). Проявляйте уважение к другим детям – Вам будет неприятно, когда чужой ребенок будет чихать или кашлять на Вашего малыша.
13. Просим Вас предварительно сообщать о Вашем отсутствии по телефону или с помощью смс, чтобы мы не ждали Вас просто так.
14. Пожалуйста, своевременно сообщайте Администрации Детской Студии об изменении Вашего контактного телефона, чтобы мы могли связаться с Вами в форс-мажорных ситуациях, в случае отмены занятий или прочих непредвиденных ситуаций.
15. В стоимость занятий НЕ входят расходные материалы! Все, что нужно для занятий, пожалуйста, предварительно приобретайте сами.
16. Просим Вас бережно относиться к имуществу Детской Студии! Мы постарались сделать максимально комфортные условия для Вас и Ваших детей – оставляя за собой мусор, раскидывая вещи, ломая и забирая с собой игрушки, Вы сами лишаете своих малышей и себя элементов комфорта и уюта.
17. Дорогие родители, не забывайте сообщать Администрации и Педагогам Детской Студии о том, кто будет забирать Вашего ребенка с занятий. Мы несем ответственность за Ваших детей, поэтому педагоги Детской Студии не имеют право передавать Вашего ребенка незнакомому лицу.
18. Напоминаем Вам, что Администрация Детской Студии имеет право менять педагога, указанного в расписании.
19. Пожалуйста, не пользуйтесь мобильными телефонами на занятии, это отвлекает детей. Ставьте мобильный телефон на беззвучный режим или выключайте его.
20. Дорогие родители и их детишки! Нам очень приятно, когда Вы приходите к нам в хорошем настроении! Это передается другим детям, а также нашим сотрудникам, что делает атмосферу в Детской Студии еще более доброжелательной, а занятия – более эффективными!
С уважением, Администрация Детской Студии «Золотой ключик»
После трех лет ребенку недостаточно ежедневных занятий в домашней обстановке, ведь он становится все более активным и любознательным, и ему требуется все больше и больше новых знаний. Когда ребенку исполняется три года, многие родители начинают задумываться о том, чтобы отдать его в секцию или кружок, где он сможет не только пообщаться с другими детками, но и развить те или иные способности, заложенные в него природой и даже просто-напросто расходовать свою энергию.
Ответственное и серьезное отношение в этом вопросе гарантирует получение ребенком удовольствия от посещения секции или кружка и, конечно же, формирование всесторонне развитой личности.
Чаще всего маленьких детей отдают в спортивные кружки, ведь физическое развитие играет важную роль в формировании личности. Плаванье, борьба, фигурное катание, танцы – вот основные виды спорта, с которыми знакомятся малыши в первую очередь.
Кружки по интересам следует выбирать исходя из возможностей ребенка. Художественные кружки, изучение языков – при выборе досугового мероприятия учитывайте в первую очередь желание ребенка, а также уровень его развития на данный момент времени.
Мнения родителей и специалистов в отношении секций и кружков расходятся, одни выдвигают доводы «за» посещение таковых, другие говорят о ряде трудностей, возникающих при выборе места времяпрепровождения ребенка. Выбор остается за вами.
Доводы в пользу посещения секций и кружков звучат следующим образом:
1. В первую очередь, дополнительное образование, получаемое ребенком в рамках посещения кружков и детских секций, способствует развитию его способностей. Все дети талантливы от природы, важно своевременно разглядеть то, к чему ребенок более склонен, и помочь ему развивать эти умения. Даже если родители не смогли с первого раза выбрать нужные занятия, ни один опыт не будем бесполезным. Приобретенные, например, при посещении кружка по математике знания непременно помогут ребенку вырасти разносторонним человеком.
2. Ребенок, попадая в кружок или детскую секцию, получает:
- смену деятельности. Благодаря посещению различных занятий, ребенок чередует виды деятельности, что способствует его гармоничному развитию;
- смену стиля общения. Менее формальная обстановка дополнительных занятий по сравнению с учебой или посещением детского сада дает возможность ребенку расслабиться и получить удовольствие от процесса получения новых знаний;
- смену окружения. В секциях и кружках дети знакомятся друг с другом, приобретают новых друзей, находят единомышленников и учатся работать в коллективе;
- смену окружающей обстановки. Детские клубы располагают специально оборудованными помещениями, в которых ребенок чувствует себя комфортно и имеет возможность выбирать себе пространство для игры или занятия.
3. Многие родители в силу своей загруженности работой не имеют достаточного количества времени для занятий с детьми. В таком случае секции и кружки являются тем самым местом, в котором ребенок не только приобретает новые знания, умения и навыки, но и находится в полной безопасности, что немаловажно в современном мире.
4. Отдельно взятая секция или кружок – это мини-социум, в котором ребенок учится общаться, находить компромиссы в конфликтных ситуациях, отстаивать свое мнение. Общие интересы и нацеленность на результат являются необходимыми условиями для установки дружеских контактов.
5. В секциях и кружках ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе качества – умение работать в команде, самостоятельность, ответственность, организованность и усердие. Ведь, записавшись в кружок, ребенок должен многое запомнить – расписание, необходимые для занятий предметы, новых преподавателей и ребят из группы.
6. Если ребенку действительно понравится заниматься определенным видом деятельности, то он обязательно сделает все возможное, чтобы добиться в этой сфере результата. А даже самая маленькая победа укрепляет веру в себя, что способствует повышению самооценки даже у самого неуверенного в себе человека.
Аргументы против секций и кружков, которые выдвигают ряд родителей, выглядят так:
1. Нехватка времени. Посещение кружков и секций отнимает из жизни ребенка значительное количество времени. Это время он мог бы посвятить отдыху от занятий в саду или школе.
2. Нагрузки. Требования нашего мира настолько высоки, что даже самым маленьким детям сейчас приходится много заниматься, чтобы быть конкурентоспособными во взрослой жизни. Именно поэтому многие родители сходятся во мнении, что секции и кружки можно посещать только в том случае, если ребенок успешен в саду или школе.
3. Время родителей. Отдавая ребенка в детскую секцию, взрослые члены семьи опасаются того, что им придется, помимо собственной работы и воспитания, уделять большое количество времени на то, чтобы собрать ребенка на занятия, отвезти его, встретить и сделать с ним домашнее задание.
4. Расходы. Не все семьи могут себе позволить расходы на оплату дополнительных занятий. Именно этот пункт чаще всего является решающим в вопросе, отдавать ребенка в кружок или секцию или нет. Ведь не всегда занятия приносят родителям тот результат, которого они ожидали.
Ваш ребенок – это ваша гордость и ваше будущее. Сумейте разглядеть в своем малыше способности, помогите ему развить их, верьте в него и поддерживайте во всех начинаниях. Даже если у него не получится. Даже если он сменит ряд секций и кружков в поисках занятия для души. Именно благодаря вашему участию ваш ребенок добьется успеха в жизни.
Родители 5 – 6 летних детей сталкиваются с ситуацией непростого выбора: отдавать или нет ребенка в различные учреждения дополнительного образования?
В школьном возрасте кружки и секции – почти обязательный «элемент программы» развития ребенка. Современные родители считают, что большее количество кружков и их разнообразие будут эффективно развивать ребенка. Так ли это? С одной стороны, он будет занят, будет приобретать новые знания и умения, с другой – не лягут ли на его хрупкие плечи непосильным грузом дополнительные занятия? Эти вопросы каждый родитель должен решить индивидуально, я лишь могу дать универсальные рекомендации.
Любое специальное обучение следует начинать, когда закончится период спонтанного творчества (с 5-6 лет). В раннем детстве и дошкольном лучше позволить ребенку «производить», нежели «повторять». Пусть он творит спонтанно и свободно, без указаний и рамок, его еще не нужно учить «как надо».
В дошкольном возрасте ребенок находится в стадии подражания: подражает всем действиям, которые он видит и которые ему нравятся, берет образец в качестве стимула (мама танцует, ему тоже хочется, но у него получаются другие движения).
В этом возрасте гораздо целесообразнее и эффективнее для дальнейшего обучения и последующего результата обеспечить ребенку стимулирующую творчество среду, а не водить его на специальные занятия. Мотивировать создавать свои собственные образы, давать выплескиваться этой мощной энергии, которая сейчас бурлит в нем, а не диктовать пошаговое исполнение заданного образца.
Для этого возраста вполне достаточно тех действий, которые ребенок предпринимает сам при наличии у него средств самовыражения (родители не «учат рисовать», но предлагают разнообразный материал и идеи, не «учат вокалу и постановке голоса», но создают музыкальный фон и поощряют желание петь и т.п.). Любое целенаправленное обучение в этом возрасте лишает ребенка радости первооткрывателя: создать свой собственный танец, песенку, художественный образ.
Не нужно думать, что если ребенок предоставлен в этот период свободному творчеству, потом его нужно будет «переучивать» или он будет хуже своих «раннеразвитых» сверстников усваивать материал. Наоборот, чем больше человек экспериментирует сам, чем больше он познает сам себя и свои возможности, тем лучше потом он будет осваивать предложенную деятельность. То есть чем больше ребенок будет исследовать данные ему средства («баловаться» с красками), тем более эффективно он в будущем освоит техническую сторону дела.
Дошкольный возраст – как раз самая главная эпоха креативности, и пусть ребенок максимально использует эти возможности, пусть он еще не знает «как надо», но пробует творить и придумывать. Дайте ребенку насладиться «периодом всемогущества», когда он смело берется за любую деятельность. Не нужно торопить события – время обучения обязательно наступит.
Если все же решили водить ребенка на какие-либо занятия, стоит серьезно подойти к их выбору:
- Не навредите
. Прежде чем отдавать ребенка на обучение, хорошо бы поинтересоваться соотношением пользы и вреда от этого самого занятия. Особенно это касается «раннего интеллектуального развития», искусственно стимулирующего те области мозга, которые в данном возрасте не развиты (чтение в два года, карточки в год и прочее), и спортивных секций.
Спорт для здоровья и удовольствия – это прекрасно, но когда 3-4-летних детей отдают в профессиональный спорт – это не ради здоровья, а ради сборной страны. И ребенок уже «обречен» заниматься только этим спортом, а главное, это действительно вредит его здоровью. Поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем мечтать о золотых медалях на спортивном поприще – здоровья потом не вернешь ни за какие деньги. - Не перегружайте . Нет смысла возить ребенка через весь город на «группы раннего развития», где его будут обучать тем навыкам, которые он с легкостью освоит дома, в бытовых занятиях. Маленькому ребенку для развития нужна теплая домашняя атмосфера, среду, а не искусственно созданные условия для очистки совести: «Я же его развиваю – я хорошая мама – я выполняю свою функцию на «отлично». В бытовых делах и наблюдении за окружающим миром малыш получит то, от чего в раннем детстве зависит его развитие.
- Отталкивайтесь от того, что имеете, а не от того, что отсутствует . Очень часто, родители, отвечая на вопрос: а почему вы не занимаетесь с ребенком дома, обычно молчат, либо говорят, что не умеют этого делать. Я за то, чтобы мама и папа сначала учили ребенка тому, что умеют сами – именно родительская деятельность прежде всего увлекает детей. Так вот, для начала нужно подумать – что вы можете сами дать ребенку, а потом уже выбирать дополнительные занятия с чужими преподавателями.
- Важность и необходимость дополнительных занятий . То, что мы сами не можем, но хотим дать ребенку, должно быть вызвано необходимостью (стойкое желание ребенка, вы считаете это занятие необходимым для его дальнейшего развития и т.п.), а не модой, записью туда ровесников или детей коллег и соседей, красивой рекламой и престижным местом, где все это проходит.
Ребенок развивается и познает разные стороны нашего прекрасного мира, в том числе и в деятельности. Поэтому вспоминайте поговорку «ремесло плечи не оттянет»: мы еще не знаем, что получится с нашими детьми, как и где они будут жить и что им в этой жизни пригодится. Хотя бы просто для «общего развития» ребенку интересно попробовать себя в разных сферах, и не нужно захлопывать его в одной из них, как в мышеловке.
Рекомендации педагога-психолога:
нужно ли отдавать ребёнка в секцию или кружок?
Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросами: а нужно ли отдавать ребёнка в секцию или кружок? Не станет ли это для него
чрезмерной нагрузкой дополнительно к занятиям в школе? В какой именно кружок записать ребёнка? Как выбрать именно тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя?
Определённого ответа на эти вопросы дать нельзя. Поэтому родителям в каждом конкретном случае придется взвешивать все «За» и «Против».
Аргументы «ЗА»:
Занятия в кружке или секции – это:
Смена вида деятельности. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок - творческой. В кружках прикладного творчества - двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок - все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует;
- смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине.
Смена круга общения. Внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных группах и ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе;
Смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами.
Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.
Занятия в кружке, секции - это способ организации досуга ребенка. Это один из наиболее частых аргументов «за», приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки
Занятия в кружке, секции - это общение. Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы, что облегчает установление дружеских отношений.
Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу.
Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Если вы точно знаете, к чему у ребенка способности, тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;
а если ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься - пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически - в этом случае его способности тоже будут развиваться. Запомните, детей, лишенных талантов, не бывает.
Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха, пусть небольшого, но очень важного для него.
Но есть, конечно, и аргументы «ПРОТИВ»:
1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. Нельзя не согласиться с родителями, которые утверждают, что кружки отнимают время. Однако вряд ли ребенок в состоянии заниматься учебой весь день, ему все-таки нужен отдых. Занятия в кружке - один из возможных вариантов.
2. Занятия в кружке, секции - это дополнительные нагрузки. Действительно, у ребенка они и так немалые. Поэтому, выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Не записывайте его, без особой необходимости, в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 40-50 минут в неделю.
3. Занятия в кружке, секции - это дополнительные расходы. К сожалению, сбрасывать со счетов экономический фактор нельзя. Большинство кружков и секций сегодня действуют на платной основе. Однако не стоит отчаиваться. Проявив должную настойчивость, все же можно найти и отдельные бесплатные кружки при детских клубах, и те, в которых плата за занятия весьма умеренная. Конечно, скорее всего, денежная экономия будет сопряжена с некоторыми трудностями и неудобствами (удаленность от дома, неудачное время занятий, недостаточное оборудование помещений и т. д.). Но это все же лучше, чем ничего.
4. Ребенка кто-то должен отводить на занятия, а после их окончания - встречать. Далеко не всем повезло с детским клубом под окнами дома. Иногда приходится не только ходить, но и добираться на общественном транспорте. Конечно, одного ребенка не отпустишь. Приходится маме и папе отпрашиваться с работы или просить помощи у бабушек и дедушек.
Итак, взвесив все за и против, вы решили отдать своего ребенка в какой-нибудь кружок, но пока не знаете, в какой именно?
Выбрать один-единственный - действительно задача не из простых. К наиболее распространённым относятся:
1. Спортивные секции:
Физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;
Психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;
- дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме;
Спортивные секции могут быть самыми разнообразными: хоккей, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, различные виды борьбы, легкая атлетика, батут, бассейн;
2. Хореографические кружки:
Физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений, помогают выработать чувство
ритма, гибкость;
Психическое развитие: требуют силы воли, твердого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность;
Дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится вашему ребенку.
3. Художественные кружки:
Физическое развитие: развивают мелкую моторику;
- психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению, воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение;
Дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов и т. п.
4. Музыкальные школы, кружки:
Физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух, тренируют мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: вырабатывают силу воли, усидчивость, дисциплинированность. От ребенка потребуются хорошие внимание и память;
- дополнительные преимущества: ребенок получит музыкальное образование.
5. Вокальные студии:
Физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух;
- психическое развитие: выступления на сцене помогут ребенку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе;
- дополнительные преимущества: вашему ребенку поставят голос, научат технике пения.
6. Театральные студии:
Физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;
Психическое развитие: развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения;
- дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.
7. Кружки прикладного творчества:
Физическое развитие: развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: способствуют выработке терпения, усидчивости, настойчивости, требуют внимания и самоконтроля, развивают творческие способности;
- дополнительные преимущества: ребенок приобретет умения и навыки, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни.
К этой группе, в частности, относятся кружки вязания, кройки и шитья, бисероплетения, мягкой игрушки, лепки.
8. «Научные» кружки» - направлены на познание различных научных областей, развитие мышления. Например:
Журналистики, где маленький репортер или редактор может попробовать свои силы в устном и письменном жанре;
Психологии, в которых ребенку помогут лучше понять себя, научиться общаться с окружающими, развить свои способности и побороть недостатки;
- историко-археологические, сочетающие изучение теории с посещением музеев, изучением местности в походах. Дополнительная информация, получаемая при этом ребенком, расширяет кругозор;
Компьютерные, направленные на овладение необходимыми в современной жизни навыками пользователя компьютерной техникой;
- иностранных языков, значимость и полезность которых трудно переоценить;
- шахматные, которые развивают логическое мышление, концентрацию внимания, самообладание, ответственность, самостоятельность.
Самое главное, выбирая кружок или секцию для ребёнка, обязательно учитывайте его интересы, желание и способности.