Семья как фактор укрепления духовно -нравственного и социального здоровья детей. Чтение и физическое, духовное здоровье ребенка

36 минут на чтение

Проблема здоровья детей в мире стоит на первом месте, поэтому государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья определяется Законом РФ “об образовании”, в соответствии с которым гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей деятельности, стремится к самосовершенствованию. От здоровья зависит жизненный успех человека. Для здорового и крепкого ребенка требования школы вовсе не чрезмерны, но для больного ребенка это непосильная ноша, которую должны и обязаны помочь нести педагоги при помощи правильно организованного режима дня, занятий, отдыха, внедрения здоровьесберегающих технологий.

По статистике известно, что все больше детей рождается с ослабленным здоровьем, учиться и осваивать программу им сложно в обычном общеобразовательном классе. Сама жизнь определила социальный заказ на создание классов санаторного типа, для детей с заболеванием верхних дыхательных путей, бронхиальной астмой, сейчас эти классы стали называть “классы компенсирующего обучения”, где дети могут совместно с педагогами, воспитателями и врачами обучаться и лечиться непрерывно в комфортной и привычной среде. Наряду с задачами обучения и воспитания детей с заболеваниями стоят задачи лечебно – оздоровительной работы. Для решения данных задач на базе школы и грязелечебницы проводятся специальные мероприятия: витаминотерапия, ингаляции, массажи, иглотерапия, профилактика воспалительных заболеваний горла, профилактика и коррекция лорзаболеваний и астмы.

Всего в школе 9 классов компенсирующего обучения, в которых обучаются 150 учеников. Средняя наполняемость – 15 учащихся, что дает возможность для индивидуализации обучения и лечения. Составлен щедящий режим дня, где для ребят организовано полноценное двухразовое питание, во время занятий детям разрешается свободное перемещение по классу, проводится дыхательная гимнастика, направленная на восстановление и соблюдение ритма дыхания, динамические минутки. До уроков и в ГПД, на переменах проводятся подвижные игры, динамические паузы с целью использования природных факторов и стимулирование двигательной активности.

Укрепление физического здоровья происходит и во время урочной деятельности путем использования здоровьесберегающих технологий.

Хронически больные дети чаще, чем здоровые, любят рисовать, вышивать, петь, танцевать, показывать инсценировки. Они более чувствительны к миру природы. Именно поэтому мы придаем большое значение художественно-эстетическому образованию. Это средство для развития интеллекта, мышления, воображения, интереса к окружающему миру, путь к созданию ситуаций успеха. Дети успешны в той деятельности, которая для них интересна, посильна.

Одним из таких уроков является чтение, которое имеет положительное влияние как на физическое, так и на духовное развитие ребенка, является особой формой нравственно-эмоционального и эстетического постижения жизни, равно как средством активного воздействия на мышление, воображение, чувства человека. На уроках чтения включаются беседы, художественные произведения, которые рассказывают о радости, доброте, справедливости, о вере, о любви т.е. о ценностях жизни, которые фундаментально влияют на психологию и развитие личности. Воспитание “духовности” школьников – это процесс становления их системы ценностей, которые занимают важную роль в жизни ребенка.

“Духовное” здоровье – это здоровье нашего разума, а разум – это способность познавать окружающий мир вокруг себя, это анализ происходящих событий и явлений, прогноз наиболее вероятных событий, оказывающих основное влияние на жизнь, направленная на решение поставленных задач, защиту своих интересов, жизни, здоровья в реальной окружающей среде. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями, обществом.

Чтобы дать детям полную картину образов мира и нравственно – эстетических ценностей необходимо погрузить ученика в книжный мир, в котором есть мир взрослых, детский и игровой или фантазийный. Читая с интересом ребенок более быстрее постигает истины жизни, оценивает себя в окружающем мире, духовно развивается.

Причины трудностей обучения письму и чтению:

  • внешние (так называемые, экзогенные)

Экологические;
- Социальные, экономические;
- Социокультурные;
- Школьные факторы риска:

  • стресс
  • неадекватность методик и требований учебного процесса.

Их воздействие очень велико, они влияют на рост и развитие ребенка, формирование познавательных функций, на здоровье, что, в свою очередь, отчетливо сказывается на способности детей успешно осваивать чтение.

Проблема:

  • “Голубого экрана”

Отрицательный фактор – перегрузки. Два часа просмотра телевизора равносильно прочтению нескольких толстых книг. Но ребенок не в состоянии усвоить такой объем информации за короткий отрезок времени и поэтому он утомляется. После нескольких часов просмотра телевизора наши дети с трудом справляются с домашним заданием, они рассеяны, жалуются на усталость. Отрицательно действует телевизор и на развитие у детей образной памяти и мышления, воображения. Как телевидение, сказывается на успеваемость школьника? Дети, которые смотрят телевизор более двух часов, учатся хуже. Особенно тяжело им дается чтение, потому что ученики не могут создавать свой зрительный образ, не могут самостоятельно сочинять, воображать, страдает как развитие речи ребенка, так и техника чтения. Чтобы решать эту проблему необходимо после просмотренных телепередач проводить обсуждение, если такого не будет, то все,что он просмотрел все иллюзорно или предложить детям зрительно представить любимых героев и т.д. Для развития образной памяти полезно слушать радиоспектакли, сказки, рассказы записанные на аудиокассетах. Воспринимая текст на слух, ребенок старается представить этот сюжет зрительно, и это очень полезно не только для развития образного мышления, но и для лучшего усвоения. Образное мышление развивает и чтение в слух. При выразительном чтении также возникают зрительные образы. Важно, что при чтении ребенок устает намного меньше. Ведь читая, он находится в творческом состоянии, а а во время просмотра телевизора наступает быстрая утомляемость. Чтение в слух развивает речь. При этом тренируется голосовой аппарат. Текст запоминается лучше, так как участвует слуховая память. Даже читая про себя ребенок, ребенок обогащает свой словарный запас, поскольку проговаривает текст, чего не происходит при просмотре передач.

  • Один из главных современных соперников книги в ее классическом облике – Интернет, который ведь тоже часто требует чтения. Все большие масштабы приобретает публикация во Всемирной паутине даже романов, не говоря уже о менее объемных текстах. Поэтому необходимо учить культуре пользования Интернетом, брать то все положительное, что он может дать, учить правильно работать с информацией.

Ведь грамотный читатель – это и человек, который умеет использовать книгу, как источник информации

  • Важную роль в воспитании читателя является семья. Дети не читают дома, и зависит это либо от безразличия родителей, либо от низкого социального уровня семьи. Проблема “семейного чтения” стоит очень остро. Но мы не можем перевоспитать родителей, но можем воспитать грамотного читателя, который в будущем станет грамотным родилем.

Чтобы решать данные проблемы необходимо учителю совместно работать с родителями по формированию читательской культуры учащихся, систематически работать по поведению разъяснительной работы о вреде Интернета и долгого просмотра телепередач.

Социокультурные условия жизни и развития ребенка могут оказать существенное влияние на развитие трудностей обучения чтению. Дефицит внимания к развитию ребенка чаще всего приводит к нарушению или несформированности речи, отсутствию необходимых навыков координации движений, организации деятельности. Однако если у таких детей нет эндогенных факторов риска, они могут (при неблагоприятных условиях обучения) быстро наверстать упущенное.

  • внутренние (так называемые эндогенные)

Внутренние (эндогенные) факторы

– Генетические;

– Нарушения пре- и постнатального развития (патология беременности, родов, раннего развития);

– Нарушения нейросенсорного развития;

– Дисфункция мозга (несформированность коры, регуляторных структур);

– Возрастная несформированность (задержка развития).

Цель работы педагогов: формирование грамотного читателя. Грамотный читатель – читатель, который может воспроизвести прочитанный текст, дать оценку и умеет высказать свое мнение, построить разговор от имени героев.

Навык чтения формируется и закрепляется к 10-12 годам. Однако даже сформированный навык элементарной техники чтения не гарантирует формирование грамотного читателя.

Если ребенок плохо читает, то не станет грамотным читателем, а причина состоит В следующем:

“Плохое” чтение можно рассматривать как неэффективный процесс чтения, при котором

  • не полностью воспринимается (не воспринимается) общий смысл текста,
  • есть затруднения (нарушения) выделения основной мысли читаемого текста,
  • затруднен или невозможен пересказ текста, а также использование содержания текста для собственных выводов, решений, действий.
  • чтение с ошибками создает трудности понимания слов, их связи в предложении и смысла предложений. Все это усугубляется порочной практикой требования высокой скорости чтения (порой более 80-90 слов в минуту), что нарушает физиологические возможности слухового и зрительного восприятия, артикуляции и ведет к высокому функциональному напряжению.

Поскольку проблема чтения, формирования читателя, его духовного мира продолжает быть едва ли не самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя.

В ситуации трудной задачи или чтения, вызывающей у ребенка страх, надо проводить упражнения, направленные на снятие напряжения, страха.

Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность головного мозга. Используем:

  • Тренажеры для пальцев рук (мешочки с крупой)
  • Пальчиковая гимнастика
  • Артикуляционная гимнастика
  • Дыхательная гимнастика – гимнастика голосового аппарата
  • Выразительного чтения, направленный на развитие эмоций и мимики
  • Театрализация, сочинительство – стабилизация эмоционального состояния
  • “Формулы” самовнушения – они поднимают детям настроение, придают уверенность в своих силах “Я – способный! Я – хороший ученик!”, “Я – совсем справлюсь”
  • Использование сюжетно – ролевых игр, которые развивают речь фантазию, воображение, воспитывается уверенность в себе, формируется и поддерживается положительная самооценка.

Игра – драматизация является средством выхода в реальную действительность тех новых эмоций, которые переживались детьми в процессе восприятия художественного произведения, и закрепляется их эмоциональный опыт

  • Ритмодекломация – декломирование в ритме музыке
  • Музыкотерапия – использование музыкальных произведений в лечебных целях. Обеспечивает бодрое и хорошее настроение, а это залог устойчивости психического здоровья
  • Вакалотерапия – лечение через голос
  • Книготерапия – лечение книгой – это использование художественной литературы для лечения и предупреждения заболеваний. Создан ряд приемов использования книготерапии для лечения неврозов: подбор перечень книг с методическими указаниями, при каких симптомах можно рекомендовать эту книгу и какого действия можно ожидать.
  • Живопись – в произведениях живописи цвет воспринимается как один из существенных компонентов, усиливающих эмоциональное звучание произведения в целом. Поэтому следует большое внимание уделять на уроках чтения репродукциям, картинам и т.д. и конечно же цветовому оформлению помещений. Ведь всем известно, что правильный цветовой климат существенным образом влияет на психическое состояние, их самочувствие и работоспособность. (Фиолетовый – самый утомляющий, желтый – хорошего настроения и веселья, зеленый – повышает работоспособность, голубой – успокаивает)
  • Слушание радиоспектаклей, сказок, рассказов записанных на аудиокассетах, для развития образной памяти.
  • Чтение с настроением, т.е. создать такую среду, в которой ребенок чувствовал себя комфортно, светлая вера во все хорошее.

Важно ПООЩРЯТЬ ДАЖЕ НЕБОЛЬШОЙ УСПЕХ, ПОДДЕРЖИВАТЬ ПРИ НЕУДАЧАХ, СОВМЕСТНО РАДОВАТЬСЯ ПРИ ДОСТИЖЕНИЯХ, вместе открывать дверь в удивительные места книги.

Красотою восхищаться,
Быть защитником правды,
Уважать благородство,
Стремиться к добру –
Это путь человека к высоким целям,
К справедливым поступкам,
К чистому сердцу,
К ясным мыслям.
Это учит доверию
К божественной власти
Во всем, что есть:
Во Вселенной,
В нашей душе.










ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ: ДУХОВНОЕ, НРАВСТВЕННОЕ и ФИЗИЧЕСКОЕ

1. Александр Ларин – встреча 10.04.2010г.
2. Круглый стол экономика поселения ведущий Александр Ларин
3. Александр Ларин – Осознанное родительство
4. Александр Ларин. Об сознательном подходе к родительству (28.09.2014)
5. 07 4 Александр Ларин. Этапы взросления человека. Естественное родительство. Часть 4.
6. Ларин Александр: Контролируемая глупость и жвачка для мозгов Часть 1
7. Ларин Александр: Как жить в достатке. Возрождение 2013. Часть 1
8. Ларин Александр: Как жить в достатке. Возрождение 2013. Часть 2
9. Круг взаимного жизнеобеспечения. Ларин Александр
10. Александр Ларин 18 03 2016

К детям у меня особое отношение.
До зачатия это закладывается.
С женой мне очень повезло. В этом плане мне просто везёт в жизни. Был бы сам ещё более гибким… А то, такой неуклюжий… Оба сторонники здорового образа. Жена могла иногда по праздникам чуть пригубить шампанское. За полгода до зачатия даже нюхать спиртное я запретил строго, даже жёстко. Слишком сурово? Здоровье детей нравственное, духовное и физическое важнее, чем какие-то условности, точнее, глупости, ритуалы иллюзорные.
Во время беременности тренировал уже вестибулярный аппарат сына заранее, что особенно важно для лётчиков.
Регулярно кружились с женой во время беременности, бегали по холмам вверх-вниз, плавали, катались на каруселях, на аттракционах, парились в бане. Накануне рождения сына хорошенько попарились.
С самого рождения сына, потом заодно и дочь стал так тренировать, если бы кто видел со стороны, сказал бы: “Делает из детей ниндзя или спецназовцев”.
Вначале разминаемся. Только после того, как хорошо вспотели, это непременное условие, приступаем к основной части. Над диваном или над батутом подбрасываю ребёнка закручивая. Ребёнок летит и хохочет-визжит от радости и ещё просит. Руки и тело делают движения изящные. Вихри Вселенские подхватывают в удивительно радостном танце. Пространство и время по другому ощущаются. В этих стремительных гармоничных движениях осознание приходит: жизнь - это красивый танец. С высоты шлепаясь об диван или батут, ребёнок кричит: “Папа ещё! Папа ещё!” Несколько часов тренировок незаметно проходят.

Рано утром, обычно около 5 ч утра, купаясь в водоёме во время зарядки, разговариваю с благодарностью с водою живою, прошу, чтобы к полудню людей нужных вода сюда пригласила (а те, кто со страхами, пусть вдалеке остаются). Днём во время купания, опять же после разминки хорошей, выбираю мужчину спортивного сложения, кричу ему, и, как только он поворачивается, в ту же секунду со словами: “Лови ребёнка!”, бросаю а его сторону. Заранее договариваться не нужно. Чтобы исключить сопротивление. “Вначале стреляй, потом целься!” Ребёнка бросаю головой вперёд с максимального расстояния так, чтобы, если что, не в него, а рядом, совсем близко к нему чтоб нырнул. Человек, конечно, ошарашен, видит: летит ребёнок с громким смехом. Но он мастерски ловит, сам удивляется этому. Сразу кричу: “Бросай обратно”. Бросает так, как будто в цирке работает. Не успевает сообразить. И не надо. Специально быстро делаю, чтобы в ритм с ходу все вошли, кто участвует. Порой целая команда набирается. И командует кто? Правильно догадались: ребёнок. Он может долго летать из рук в руки, пока выбрал стихию ВОЗДУХ. Радость ребёнка - колоссальная созидающая сила во Вселенной. Эмоциями своими ребёнок управляет Вселенной. Вот и думайте родители: огорчая ребёнка, Вселенную разрушаете. Когда радость творите вместе с ребёнком - генерируете такие энергии, от которых новые звёзды могут загореться, не говоря о процессах, творящихся на Земле. Это вовсе не означает потакать ребёнку, что происходит от невежества. Ребёнку движение нужно. Покой только во время сна. И отношение, как к личности. Могу оставлять младенца в траве. Голышом, конечно. Надолго. Или на короткое время. Это ребёнок решает. Не отвлекаю, пока не посмотрит на меня и не устремится ко мне. Думаете, учу? Нет. Учусь. Учусь у детей. Во мне ещё много невежества. Продолжаю учиться, особенно у детей. Немножко чему-то научился. Чуть-чуть делюсь опытом.
Отвлёкся. Продолжу про полёты над водой. Вселенная чутко реагирует на радость ребёнка и делает так, чтобы бурлили энергии в пространстве столько, сколько ребёнок хочет.
Когда ребёнок выбирает стихию ВОДА - тогда ныряет.

Тренировки в воде и под водой - это отдельная тема.

Своих детей тренировал до 9 лет. В 9 лет лет личность формируется окончательно. С этого возраста предоставил полную самостоятельность.
Огромное усилие сделал над собою, чтобы не сделать из сына лётчика. Тщательно подготовил до зачатия, во время беременности и с раннего возраста, только не сказал ему, что готовил из него лётчика иль спецназовца, чтобы выбор он сам сделал.
С дочкой также. Дополнительно ещё, например, прыгали с дочкой вместе и с моста. И с трамплина на велосипеде.

Когда родители оставляют детей на время их тоже тренирую по просьбе родителей. Конечно, учитывая их подготовку, состояние и дальнейшие перспективы.

Часто упрекают меня: “Что ж с женой не живёшь?”
Только вздыхаю.
Ведь женился я в страшно невежественном состоянии. Даже мясо кушал.
Потом, как жена шутила: “Бзик появился - вегетарианцем стал”. Потом здороваться стал со всеми, как раньше в деревне. Потом голодать стал, купаться в проруби. Мало стало кандидата в мастера спорта по офицерскому многоборью, удлинил в беге дистанцию до марафона и более. Научил жену готовить обеды за 10-15 минут, подруги её стали ей завидовать, что полжизни на кухне проходит. Дело не в этом. Дело в том, что люди обо мне стали пальцем у виска крутить, и жене от этого было больно. “Бзиков” во мне слишком много стало. Дети “подливали масла в огонь”, Заявляли: “Как папа!”. И делали как папа.

Расстались мы с женой. Кто может меня терпеть, такого ненормального?
И жизнь продолжается.

Есть мнение, что беременность наступает задолго до зачатия, возможна даже до встречи и до знакомства. С того момента, когда душа ребёнка выбрала родителей для воплощения своего.

—————————————–

Женский пол, мужской пол. Пол – значит половина чего-то целого.
Когда две половинки – мужчина и женщина – создают семью, этим самым они создают космическое тело, космическую единицу измерения гармонии вселенной. Единица эта так и называется – СЕМЬЯ.
Именно в семье могут рождаться полноценные дети, а это гарантирует продолжение Рода. Если дети не будут рождаться – такой Род прекратит свое существование на Земле.
Чтобы семья была крепкой, то есть счастливой, чтобы она не распалась, дана энергия под названием Любовь.

ЛЮБОВЬ – ЭТО ЖИВАЯ ЭНЕРГИЯ, и ей нужно живое пространство: деревья, трава, цветы, чистый воздух – одним словом, природа. В городской квартире она жить не сможет, ибо это мертвое пространство. Уже не секрет, что городская квартира вредит здоровью человека, а любовь там просто погибнет. Поэтому она уходит из такой семьи. ЖИВОЕ ПРОСТРАНСТВО – ЭТО ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ сохранения Любви в семье.

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ – ВАШИ ПРАВИЛЬНЫЕ МЫСЛИ ПРИ СОЗДАНИИ СЕМЬИ. А именно: создание семьи для рождения здоровых счастливых детей и правильного, доброго их воспитания.

ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ – мужчина, делая предложение своей любимой женщине, должен правильно выразить свою мысль. Если он скажет: “Я тебя люблю, выходи за меня замуж”, – такая мысль конечна. Выходи замуж, а дальше что? В данном случае, мысль не рисует ничего.

У двух людей, создающих семью, все получается ровно на столько, насколько выразил свою мысль МУЖЧИНА.

Если женщина просто вышла за него замуж, дальше обычно происходит развод, вне зависимости от того, родились дети или нет. А если мужчина скажет: “ЛЮБИМАЯ, С ТОБОЮ ВМЕСТЕ Я МОГУ СОЗДАТЬ ЛЮБВИ ПРОСТРАНСТВО НА ВЕКА”, на века – имеется в виду рождение детей и продолжение Рода, тогда планеты, помогающие этой молодой семье, видят четкую конкретную мысль – к чему они устремляются. В данном случае, такое устремление несет в себе Вечность и Гармонию.

Гармоничную семью бережет вся Вселенная.
Семья – это жизнь Рода на Земле. Отец, дед, прадед, сын, внук, правнук и сам человек – получается семь, то есть СЕМЬ-Я.

Наталья Ульяненко
Формирование духовно-нравственного здоровья детей посредством изучения национально-культурных традиций

Сообщение для воспитателей на тему :

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными , поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Но от всего этого нас может спасти мощный, многогранный и универсальный духовно -нравственный потенциал русской культурной традиции . Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя всё «разумное, доброе, вечное» что создавалось лучшими людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий.

Главной задачей в работе с детьми мы считаем закладывание основ духовно -нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом. Формирование духовно-нравственного здоровья детей через изучение национально-культурных традиций , природно-экологического своеобразия Белгородчины, является одной из ведущих задач образовательной работы нашей группы. В целях её реализации создан музей русской старины, где дети знакомятся с предметами обихода труда, одеждой, орудиями труда своих предков. Оборудован уголок краеведения, в котором содержится, познавательный материл «коллекция земных пород района. Альбомы с фотографиями, открытками, статьями, игры развивающего содержания», что побуждает у детей интерес к изучению родного края . Создан уголок для театрализованных игр и представлений. В нём отведено место для различных видов театра : пальчиковый, теневой, настольный, театр на рукавичках, и театр ложек. Изготовлена ширма с декорациями, куклы старины, скрутки, вязанные, соломенные, где дети драматизируют сказки, обыгрывают песенки, потешки, развивают речевую активность.

Мы считаем, что раскрытие личности в ребёнке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции , посредством вхождения в годичный праздничный круг.

Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этетические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей у нас в детском саду реализуется путём ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии , музыки и пения.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей, и собирал Русь в единое могучее государство. Это и святой благоверный князь Александр Невский, слова которого : «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани как простой воин. Это великие полководцы- А. В. Суворов, М. И. Кутузов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей . В своей работе главной задачей считаю – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка в доступной форме . Мы придаём большое значение увеличению словарного запаса детей , путём смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.) . Но нам кажется, что особенность русских народных игр, а может быть и любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность. Народные игры учат личность, тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Народные праздники являются большой яркой и глубокой содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

О важности приобщения детей к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Начиная работу по формированию духовно – нравственного здоровья детей , мы, прежде всего. Обязаны сами хорошо знать историю нашего края. Мы должны знать, о чём рассказать и что показать детям, выделив наиболее характерное для данной местности или края. Любой город, область, небольшие деревушки и сёла - неповторимы. В каждом месте своя природа, быт, история и традиции . Мы стараемся доступно донести до сознания детей историю родного края и традиции . Достопримечательности, память о выдающихся людях. С учётом возраста детей диапазон объектов , с которыми знакомим дошкольников – расширяется. Мы объясняем детям, в честь кого воздвигнуты памятники, названы улицы, что у каждого человека есть свой дом, свой город в котором он родился и живёт, это его малая Родина.

Совершая экскурсии по городу, на природу, дети, наблюдая за трудом взрослых, начинают осознавать, что труд объединяет людей, требует от них взаимопомощи, знания своего дела.

У каждого народа свои обычаи и традиции , и передают они их из поколения в поколение, потому что несут нравственные ценности : добро, дружбу, трудолюбие, взаимопомощь,- а это богатый материал для воспитания любви к Родине.

Очень актуальна в настоящее время работа с семьёй по формированию у детей духовно – нравственного здоровья . И сохранение семейных традиций , и преемственность поколений, - всё это сближает и роднит людей. Эта работа требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы духовно – нравственного здоровья не считаются важным и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому мы стараемся привлечь родителей к семейным экскурсиям по городу, к оформлению фотовыставок , участию в выставках семейных поделок, посещению занятий в воскресной школе, участию в спортивных мероприятиях, как в детском саду, так и в городе. Всё это приобщает детей к истории родного края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален . И дело доже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются, и упущение в дошкольном возрасте наверстать в школе чаще всего не удаётся. А ведь именно от того, как ребёнок воспримет окружающий его мир с его духовно – нравственными ценностями, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем и жизненные успехи взрослого человека.

Формируя духовно – нравственное здоровье детей , нам следует находиться в постоянном творческом поиске – это даёт право надеяться на успех.

Публикации по теме:

1 часть. Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое.

2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Консультация «Возрождение культурных традиций русского народа» Пояснительная записка Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить.

Формирование нравственного здоровья дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Унэгэтэйский детский сад «Колосок» Формирование нравственного здоровья.

Духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ путем приобщения к православной культуре и народным традициям через проекты Дошкольный возраст – важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно,.

http://www.samson-corp.ru/Developments/MM18/mm18-06.pdf

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ - ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Педагог дошкольного центра Казанцева Ж. Ю.

Целью воспитания должно быть

воспитание нравственного человека,

полезного члена общества.

К. Д. Ушинский

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей является первостепенной задачей современной государственной политики Российской Федерации и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Воспитание ориентировано на достижение современного национального идеала - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, способного принять судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Для обеспечения органичной преемственности между школой и дошкольным образованием важен высокий уровень нравственного воспитания: от достигнутых результатов воспитания зависит процесс обучения детей. Поэтому задача нравственного воспитания в дошкольном возрасте на современном этапе жизни общества приобретает неподдельную значимость.

Проблема нравственного воспитания относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Все родители мечтают видеть своего ребенка воспитанным, духовно здоровым. Вопросы духовно-нравственного воспитания: Как ребенок смотрит на мир? Как малыш ведёт себя? Каковы его манеры? Важны ли для него общечеловеческие ценности? - встают все острее. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, что общечеловеческие моральные ценности должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

До семи лет ребенок является правополушарным существом, левое полушарие у него актуализируется только к началу обучения в школе. За нравственное здоровье у человека отвечает именно правое полушарие. Поэтому дошкольное детство - это сензитивный период для развития малыша, для формирования его духовно- нравственной мотивации. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире. Ему, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. Это время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных. В дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта.

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Она включает:

1. усвоение правил культурного поведения:

− формирование культурно-гигиенических навыков;

− воспитание культуры деятельности;

− воспитание культуры общения;

2. формирование нравственных качеств личности.

Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных понятий и представлений своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителям и к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. Путь к сердцу ребенка, к его чувствам, и через них - к его мыслям, лежит через игру, через сказку, через яркую эмоцию, через яркий словесный, живописный и поэтический образ. Этим определяется выбор методов и средств нравственного воспитания дошкольников.

МЕТОДЫ:

Воспитание словом.

Воспитание делом.

Воспитание ситуацией.

Воспитание игрой.

Воспитание общением.

Воспитание взаимоотношениями.

СРЕДСТВА:

1. Группа художественных средств: художественная литература,

изобразительное искусство, музыка, кино и др.

2. Многообразие окружающего мира. Природа.

3. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

4. Общение.

5. Атмосфера, в которой живет ребенок.

1. Усвоение правил культурного поведения.

Формирование культурно-гигиенических навыков и воспитание культуры деятельности - важные составляющие усвоения норм культурного поведения и охраны здоровья детей. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.

Приходя в дошкольный центр, многие дети не владеют элементарными навыками самообслуживания. Культурно-гигиенические навыки прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе в ходе игры. Мы используем такие игры: «Утро начинается», «Оденем куклу Машу на прогулку», «Каждой вещи - свое место», «Чаепитие», «Помощники Мойдодыра».

Важнейшим средством нравственного воспитания Ушинский считал обучение. Все учебные предметы обладают, утверждал он, богатейшими воспитательными возможностями. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагоги дошкольного центра используют специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию, разнообразные сюжетные картинки, проводят беседы о строении человеческого организма, о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, читают художественную литературу.

Условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Подавляя свой эгоцентризм, ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей.

Воспитание культуры общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах и в быту.

Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Когда он начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения. Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.

Для решения задачи воспитания навыков культурного поведения мы используем этические беседы («Моя семья», «Мои товарищи», «Мой город» и др.), различные игры («Волшебный клубочек», «Мы в гостях», «Идем в театр», «»Магазин», «Едем в транспорте» и др.). Активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства. Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления, - все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков. Яркие образы, конкретные поступки, изображенные на картине или в скульптуре, воздействуют на чувства детей, помогают им глубже понять нравственное содержание ситуации. Особой силой воздействия на чувства обладает музыка. Любимые произведения вызывают у детей эмоциональный отклик, знакомят с особенностями искусства народов нашей Родины. Коллективное исполнение песен создает эмоциональную близость, объединяет дошкольников общими переживаниями.

2. Формирование нравственных качеств личности.

Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

Вежливость.

Деликатность.

Чуткость.

Скромность.

Отзывчивость.

Честность.

Толерантность.

Дисциплинированность.

Трудолюбие.

Коммуникабельность.

Каждый вид детской деятельности создает благоприятные возможности для их формирования. Окружающая ребенка обстановка должна быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью, тогда она становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств. Сюжетно-ролевые игры («Скорая помощь», «Дочки-матери»,

«Доктор Айболит») способны вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Игры-занятия («»Жадность», «Болезнь куклы», «Грубость и драка», «Хвастунишки и дразнилки») сочетают в себе нравственные беседы и инсценировки и способствуют формированию у детей нравственных понятий и представлений, учат различать черты характера героев, находить выход из конфликтных ситуаций, давать моральную оценку происходящему.

Стремление к добру, истине, справедливости, пронизывают произведения художественной литературы. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Занятие по художественной литературе «В мире русских народных сказок» было направлено на решение таких воспитательных задач: формировать представление о «добре» и «зле», дружбе и взаимопомощи; прививать любовь к русскому народному творчеству; способствовать сплочению детского коллектива. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности. Сказка не дает прямых наставлений детям:

«Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Например, сказки «Репка» и «Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается - «Мороз Иванович»; забота о ближнем поощряется - «Бобовое Зернышко».

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование. Воспитание этимологически - доброкачественное питание души. Душа ребенка так наивна, так впечатлительна и беспомощна, она как бы плывет в потоке наивной непосредственной доверчивости. В этот период впечатлениям открыта последняя глубина души, она всему доступна и не защищена никакой броней. И в этот момент самое важное - духовно пробудить ребенка и указать перед лицом будущих трудностей и опасностей жизни. Надо, чтобы именно в этом возрасте ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта, чтобы все значительное и священное в жизни открылось ему. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака: "Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут".

«Конечная цель разумного воспитания детей

заключается в постепенном образовании в ребенке

ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать

возведение добрых инстинктов детской натуры

в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и,

наконец, постепенное образование твердойи свободной воли».
Н.И. Пирогов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Особой актуальностью обладает проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. В центре внимания проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психические механизмы становления и развития духовно-нравственных чувств, качеств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности нравственного развития дошкольника; психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм детей.

Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становления и развития духовно-нравственной сферы ребенка.

Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора духовно-нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев будет наблюдаться у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Формирование духовно-нравственных качеств – процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно духовно-нравственные качества и чувства человека, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются в дошкольные годы. Под воздействием окружающей социально-культурной среды у детей дошкольного возраста формируются основы гуманистического отношения к окружающим, природе, вещам, появляются первые представления о номах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. И от того, как понимается духовность, нравственность и какое отношение вырабатывается к ним в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, его нравственная позиция.

Негативные тенденции характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него формируется антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в духовно-нравственной сфере подрастающего поколения. Это значит формирование духовно-нравственных качеств личности детей необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, как в самом сензитивном периоде восприятия нравственных норм.

Дошкольный возраст - уникальный период для приобретения качеств личности. В это время закладывается модель личности. Психолог-педагог учитывает период сензитивности к восприятию нравственных норм в этом возрасте. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть ключевым направлением в работе образовательного учреждения, заботящегося о гармоничном развитии ребенка.

Отечественной психолого-педагогической теорией и практикой доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей духовно-нравственных качеств личности (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. В. Зосимовский, В. С. Мухина.). По мнению В. С. Мухиной, нравственное развитие ребенка зависит от того, насколько у него развита способность соотно­сить свои действия с этическими эталонами. Она утверждает, что в практике воспитания существуют эффективные методы формиро­вания нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынуж­ден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. Формирование положительных личностных качеств через соотне­сение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ним доверительно и доброже­лательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения и воспитания.

Сюда включено:

1. Усвоение правил культурного поведения, это

Формирование культурно гигиенических навыков. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не имеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культурно-гигиенические навыки прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе в ходе игр, таких как «Утро начинается», «Оденем куклу Машу на прогулку» «Каждой вещи свое место» и др.

Это, формирование культуры деятельности. Формировать культуру деятельности у ребенка – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.

Это, воспитание культуры общения, которое предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах и в быту. Для решения этой задачи, необходимо использовать этические беседы, такие как «Соя семья», «Мои товарищи», «Мы в гостях», «Идем в театр» и др.

Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных представлений, своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к рородителями к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. Путь к сердцу ребенка, к его чувствам, и через них – к его мыслям, лежит через игру, через сказку, через яркую эмоцию, через яркий словесный, живописный и поэтический образ. Этим определяется выбор методов и средств нравственного воспитания дошкольников.

Методы духовно-нравственного воспитания:

Наглядный метод используется во время :

    чтения педагогом рассказов;

    экскурсий в картинную галерею;

    наблюдений;

    показа сказок (педагогом, детьми);

    рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

    проведения дидактических игр;

    экскурсий по городу, целевых прогулок;

    моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе духовно – нравственного развития дошкольников:

    чтения литературных произведений воспитателем;

    чтения стихотворений детьми, воспитателем;

    бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

    ответов на вопросы педагога, детей;

    проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

    сообщения дополнительного материала воспитателем;

    загадывания загадок;

    рассматривания наглядного материала;

    рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

    разбора житейских ситуаций;

    проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

    чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

    организовывать продуктивную деятельность;

    провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

    приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);

    оформить коллекцию семян для занятия;

    сшить кукол к сказкам;

    организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

    провести экскурсии различной направленности;

    организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

    изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Средства духовно-нравственного воспитания:

1. Художественные средства: хужожественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.

2. многообразие окружающего мира, природа.

3. собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

4. Общение.

5. Атмосфера, в которой живет ребенок.

Формы работы с детьми :

    Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

    Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

    Проведение совместных праздников.

    Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

    Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).

    Детская благотворительность.

    Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

    Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

    Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

    Творческие вечера.

    Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Таким образом , для духовно – нравственного развития детей прослеживается несколько направлений работы:

1.Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Основное внимание в духовно – нравственном развитии, уделяется работе с семьей.

И предусмотрены такие формы работы с родителями:

    родительские собрания на духовно-нравственные темы;

    лекторий для родителей;

    открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

    вечера вопросов и ответов;

    проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО);

    факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

    индивидуальные консультации специалистов;

    наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

    экскурсии;

    визиты домой;

    ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

    индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

    совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

    совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;

    помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Целью духовно-нравственного воспитания - достичь следующих результатов:

    Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

    Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

    Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

    Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

    Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

    Деятельное отношение к труду.

    Ответственность за свои дела и поступки.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

НА ТЕМУ: «Духовно–нравственное здоровье –

важная составляющая в воспитании

детей дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель

Батяева Т.Ю.

Facebook Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Здоровье детей дошкольного возраста включает характеристики психического и физического развития, адаптационные возможности детского организма, социальную активность. Все эти характеристики вместе формируют определенный уровень физической и умственной работоспо...
Физическое развитие . Показателями нормы для ребёнка 4 лет является: рост - до 112 см, вес - до 20 кг. Если вес и рост ребёнка значительно больше, чем показатели нормы, возможно, всему виной генетическая предрасположенность или неправильное питание. Если рост ...
От составителей Целью своей системы Елизавета Николаевна считала «гармоническое» развитие ребенка в единстве всех его сторон: физического, умственного, нравственного, эстетического. Поэтому, даже характеризуя отдельные компоненты своей системы, связанные с о...