Ребенок в 5 лет психология воспитания. Психология ребенка пяти лет

10 минут на чтение

В воспитании детей не бывает мелочей, все важно. Важно как развивается ребенок, его индивидуальные способности. Важно понимать что в пять лет, ребенок может делать, а что нет. Психология эта та наука, которая изучает нервно- психическое развитие ребенка. Она помогает выявить причинно- следственные связи в поведении ребенка. Это - наука о душе. Я считаю что родители, просто обязаны изучать возрастную психологию. Потому что, как можно воспитывать малыша, ничего не зная о нем.

Воспитание детей в возрасте 5-6 лет связано с некоторыми трудностями. Перелом характера и осознание себя как личности в обществе, осознание собственных (пускай и небольших пока еще) возможностей, подготовка к школе – все это как нельзя лучше отражает ключевые моменты в жизни родителей и их детей в таком возрасте.

Самым сложным при воспитании детей всегда оказывается распределение времени между оказываемым им вниманием и другими родительскими (и не только) обязанностями. Тем более, большая часть родителей отдает свое чадо в детский сад, где за малышами приглядывают, но далеко не всегда воспитывают и что-то вкладывают.

В возрасте 5 или 6 лет нет большой разницы в воспитании мальчика или девочки. Конечно, мальчики в этом возрасте более энергичны, а девочки более усидчивы, но основные моменты психологии воспитания подходят для обоих полов.

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка об Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.

Особенности психологии детей пяти лет

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.

Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Сферы чувств детей дошкольного возраста.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно отнести:

  • любопытство;
  • любознательность;
  • чувство юмора;
  • удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

  • чувство прекрасного;
  • чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

  • чувство гордости;
  • чувство стыда;
  • чувство дружбы.

Нравственное воспитание детей пяти лет

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

5 лет - прекрасный возраст для ребенка, малыш уже многое умеет, знает, понимает, с ним проще наладить контакт, объяснить что-либо. Но в этот период существуют и свои трудности, которые сказываются на особенностях воспитания ребенка 5 лет.

Психология ребенка 5 лет такова, что малыш склонен вступать в споры с родителями, активно отстаивать свою точку зрения, мнение, свои желания. Дети в этом возрасте бывают крайне капризны, устраивают истерики, требуют выполнения своих прихотей и желаний. Например, для 5 летнего малыша пустяковое дело устроить настоящую истерику в торговом центре лишь потому, что ему не купили игрушку. Что же делать родителям в таких ситуациях? Стоит ли потакать прихотям малыша, чтобы не выглядеть в глазах ребенка и окружающих взрослых тираном?

Особенности воспитания ребенка 5 лет заключаются в постоянном поиске компромисса между ним и родителями. Так, например, если малыш со слезами на глазах требует очередной конструктор, необходимо путем доводов и уговоров пытается его переубедить. Простое, но категорическое «нет» не будет действенным. А вот если мама или папа пояснит малышу, что сейчас, отказавшись от ненужного конструктора, позже малыш получит более ценный и желанный подарок от родителей, тот, скорее всего, согласится и прекратит требовать не такую уж и нужную ему игрушку. Важно при этом не обманывать надежды ребенка. Пообещав что-либо, родители должны сдерживать свои обещания, иначе ваш кроха просто перестанет верить сказанному, а потеря доверия ребенка - одно из худших последствий неправильного педагогического процесса.

К 5 годам жизни дети подходят к тому этапу, когда им просто необходимо получать достаточный опыт общения с другими детьми и взрослыми. Малышам требуется постичь правила и нормы поведения в обществе, которые позже он сумеет применить в процессе адаптация в школьных стенах. Проще всего получить этот опыт в дошкольном детском учреждении - детском саду. Если кроха не посещает детсад, этот пробел необходимо восполнить по-другому, но восполнить обязательно.

Как правило, детям, посещавшим, детсад или другое дошкольное учреждение, проще адаптироваться в школе. Это касается, как и общения со сверстниками и построения отношений в коллективе детей, так и общения со старшими - педагогами, учителями, значимыми в жизни ребенка взрослыми.

С 5 лет следует задуматься о гендерных различиях между детьми, поэтому родителям стоит применять разные методы и инструменты воспитания ребенка 5 лет мальчика и девочки. Так, мальчики, как правило, более активны, неусидчивы, им сложнее концентрировать внимание, они стремятся выплеснуть свою энергию в физической активности, играх и т.д. Важно использовать этот потенциал в правильном русле - занятиях спортом, активных играх, способствующих физическому развитию. В 5 лет мальчики начинают проявлять интерес к мужским игрушкам - пистолетам, рогаткам, игровым солдатикам и т.д. Если этого не происходит, не стоит паниковать, возможно, ваш малыш больше тяготеет к развивающим играм - пазлам, конструктору. Предложите крохе различные варианты, пусть он выберет наиболее интересный для себя.

Девочки в 5 лет более сосредоточены, спокойны, им легче фокусировать свое внимание на образовательном процессе. Такие особенности можно использовать с пользой, помогая ребенку учить алфавит, цифры, осваивать письмо и математику. Девочки 5 лет начинают формировать свое представление о семье, активно наблюдают за отношениями родителей, поведением отца. Важно помочь ребенку сформировать правильное понимание модели семьи, которая строится на взаимной любви и уважении. Родителям нужно стараться избегать ссор и споров, особенно в присутствии детей. В играх девочки предпочитают девичьи игрушки и забавы - куклы, игры в дочки-матери, в больницу. Но если ваша принцесса проявляет интерес к мальчиковыми пистолетам и игре в козаки-разбойники, не паникуйте и не запрещайте малышке развлекаться и развиваться так, как ей этого хочется.

Дети 5 лет вступают в новую фазу своего взросления и развития, они уже начинают осознавать себя частью окружающего мира, личностью, индивидуальностью. При этом психология 5 летнего ребенка во многом определяется переломным моментом в воспитательном процессе - подготовкой к начальной школе.

Психология детей 5-6 лет не имеет особых отличий по половому признаку ребенка. Но все же некоторые особенности в поведении деток становятся заметны. Как правило, девочки более сосредоточены, усидчивы, а мальчики более активны и подвижны. Эти особенности влияют на процесс обучения и подготовки к школе. Усадить мальчика учить буквы или цифры куда сложнее, чем сделать это с девочкой. Она будет более старательна и внимательна, мальчик же начнет крутиться как юла, рассредоточивая свое внимание, уже через минуту после начала занятия.

Ребенок и компьютер




Дети в возрасте 5 лет уже начинают проявлять внимание в отношении компьютерной индустрии и ее продуктов - игр, онлайн развлечений, мультимедиа. Конечно же, оградить ребенка от этого не получится. Да и стоит ли? В эпоху глобальной компьютеризации и гаджетизации знание основ работы с этими инструментами современного общества - необходимость даже для ребенка. Но не стоит забывать о контроле. Время, отведенное на компьютерные развлечения не должно превышать 30 минут в день. При этом дети склонны капризничать и плакать, требуя более длительного сеанса игры или просмотра мультика. Важно проявить жесткость и установить четкие правила, которые позволят контролировать время и процесс работы ребенка с компьютером. Не стоит поддаваться на слезы и уговоры ребенка.

Общение ребенка со своими сверстниками




Важнейшим этапом развития детей 5 лет является общение со сверстниками. Важно научить ребенка правильно общаться с другими детками, заводить знакомства, разрешать мелкие конфликты и споры. Поскольку у малыша еще нет опыта в этом, простейшая задача (такая как знакомство с другим ребенком) может быть крайне трудной для малыша, который не в состоянии побороть волнение, стеснение или страх. А меж тем через год-два малышу предстоит налаживать отношения в коллективе одноклассников. Возьмите ребенка за руку, подведите его к новому другу/подруге, предложите им спросить, как кого зовут, предложите совместную игру. После этого закрепите за малышом полученный опыт, спросите его, сможет ли он в будущем подойти и завести разговор с незнакомым ребенком самостоятельно? Если первый опыт у малыша был позитивным, скорее всего его ответ будет утвердительным.

Развитие фантазии, воображаемые друзья



В 5 лет ребенок уже учится фантазировать, мечтать, воображать. Этот процесс накладывается на уже полученный опыт, впечатления, информацию, которую малыш ежедневно постигает. Иногда у деток этого возраста появляются воображаемые друзья. Некоторых родителей такая ситуация может взволновать, вызвать опасения, что с малышом что-то не в порядке. Это не так. Как правило, дети быстро перерастают этап воображаемой компании. Хуже обстоят дела тогда, когда у ребенка нет реальных друзей, а лишь те, которых породила его фантазия. В таком случае постарайтесь помочь ребенку найти себе друга, с которым тот будет общаться и играть. Вот увидите, реальный товарищ, из плоти и крови очень быстро вытеснит воображаемого.

Малыш становится физически более выносливым, что способствует и психологической выносливости. уже умеет управлять своими эмоциями и поведением, он менее подвержен перепадам настроения и его поступки становятся более предсказуемыми.

В играх и общении у малыша формируется умение считаться с мнением окружающих, подчиняться требованиям взрослых, следовать необходимой в данном случае модели поведения и соблюдать правила игры.

Пятый год жизни - очень важный возрастной период. Именно сейчас закрепляются черты и его характер. Чаще всего строится по образцу поведения его родителей - как ведут себя родители, так же ведёт себя и ребенок. Ведь взрослые для дошкольника — образец поведения. Поэтому не стоит удивляться «непослушанию» ребенка, если вы сами его никогда «не слушаете». А ведь достаточно простой фразы: «Да, я понимаю, ты хотел бы ещё поиграть (почитать, побегать…)». И ребенок уже видит, что вы услышали его, поняли, а главное - вы на его стороне.

Воспитание независимости

Жизненный опыт пятилетнего ребенка ещё маловат. Ребенок впитывает всё - и хорошее, и плохое, что есть в его окружении. Он может обмануть и тут же проявить справедливость. Ведь он ещё не дорос до «критичности» по отношению к себе и окружающим его взрослым людям.

Пока он начинает проявлять самостоятельность суждений только по отношению к сверстникам. Он может заметить, что Петя не помыл руки, не повесил одежду или разлил суп. Но, в то же время, он может не заметить подобных «промахов» у себя или родителей. (Впрочем это не означает, что все незамеченное не откладывается у него в подсознании). Тем не менее, это первые зачатки самостоятельного анализа окружающей действительности. Их нужно поддерживать, тактично подтверждая или опровергая замечания малыша. В дальнейшем, по мере накопления моральных ценностей, проявляя свою самостоятельность и независимость, малыш все точнее будет различать «хорошее» и «плохое» и будет действовать не так, как ему сказали или как ему «захотелось» (по прихоти), а так, как он считает правильным.

Если в вашей семье уже существует несколько четких правил, и вы следите за их исполнением, то вы без труда сможете постепенно и ненавязчиво расширить круг посильных , например, следить за своими (не разбрасывать их, убирать на место и т.п.). Сначала вам придется напоминать ребенку об этой обязанности - можно повесить «наглядный» плакат, на котором будет изображен ребенок, убирающий или просто ящик с игрушками. Ну и конечно, вы должны не забывать наградить его вашим вниманием, улыбкой, похвалой, поцелуем…


Facebook Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Екатерина Пронина Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольников Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольников Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества...
Физическое развитие . Показателями нормы для ребёнка 4 лет является: рост - до 112 см, вес - до 20 кг. Если вес и рост ребёнка значительно больше, чем показатели нормы, возможно, всему виной генетическая предрасположенность или неправильное питание. Если рост ...
Рвота или тошнота у ребенка – явления достаточно частые. Это связано с тем, что некоторые структуры мозга и желудок ребенка не полностью сформировали механизмы, обеспечивающие защиту от эвакуации пищи через рот. Именно поэтому тошнота и рвота у ребенка может н...