Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога
Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.Задачи:
Рассмотрение разных подходов к понятиям "профессиональная компетентность педагога ДО" и "готовность педагога к профессиональной деятельности".
Обогащение представлений о формах повышения профессиональной компетентности педагогов.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с определениями на каждого участника, столы, стулья по кругу для всех участников.
План проведения:
1. Вводная часть (упражнение-тренинг, определение и обсуждение понятий).
2. Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).
3. Заключительная часть (рефлексия).
Ход мероприятия
Вводная часть.
Слайд 1
1 Ведущий:
Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как определяется понятие профессиональной компетентности педагога на нашем круглом столе "Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО ".
2 Ведущий
: Как любое изучение материала, предлагаем вам начать с определения основных понятий.
Участники должны высказать свою точку зрения в определении понятий, а затем предлагается пример определения в презентации.
Участникам круглого стола предлагаются для обсуждения следующие понятия: «квалификация педагога»,
«профессиональная компетенция педагога»,
«самореализация».
Слайд 2.
1 Ведущий:
То есть, если расширить понятие, то тему нашего круглого стола можно озвучить так: "Как изменяются требования к профессиональной компетентности и квалификации педагогов в связи с введением нового профессионального стандарта педагога».
Слайд 3.
Как мы с вами знаем, новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и, самое главное отличие от ФГТ, к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.
Основная функция современного детского сада любого вида - целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.
2 Ведущий:
Как показывает практика, качество дошкольного образования неоднозначно воспринимается разными людьми.
Родители под качеством дошкольного образования понимают развитие индивидуальности детей и степень их подготовленности к поступлению в школу.
2 Ведущий:
А для вас, уважаемые коллеги, что включает в себя понятие "качество дошкольного образования"?
Мнение участников круглого стола. (Как правило, полное методическое обеспечение пособиями разработками педагогического процесса).
Слайд 4.
2 Ведущий:
Ксения Юрьевна Белая предлагает следующее содержание данного понятия: "Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития КАЖДОГО РЕБЕНКА увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения".
От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения? (выслушивается мнение участников, подводится итог).
Слайд 5.
1. От качества работы педагогов, в первую очередь, воспитателей.
2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
3. Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.
4. Объективной оценки результатов деятельности КАЖДОГО СОТРУДНИКА.
1 Ведущий:
Таким образом, качество - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Немаловажным является и тот факт, что каждый участник образовательного процесса должен уметь взаимодействовать с другими членами коллектива, что бы стать единомышленниками.
Слайд 6.
То есть выявляется необходимость ПРИОРИТЕТА субъективной позиции педагога по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. Тогда, прежде всего, он сам определяет, что, когда и в какой форме ему делать, дабы измениться самому и таким образом повлиять на результаты своего труда (а значит, и на результаты работы дошкольного учреждения).
При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост педагога, на процесс и результат этого роста, и поиском эффективных форм работы и средств обеспечения этого роста.
2 Ведущий:
Для отдыха, уважаемые слушатели, предлагаем вам небольшую мозговую разминку, давайте попробуем подобрать определения-характеристики для творческого воспитателя:
Раздаются карточки с буквами.
В
- Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой
О
- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист
С
- Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист
П
- Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот
И
- Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь
Т
- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,
А
- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик
Т
- Темпераментный, терпеливый, толерантный
Е
- Естественный, единомышленник
Л
- Ласковый, любящий, лидер
Ь
- Добрый, мягкий, светлый, нежный.
Слайд 7
Слайд 8.
К.Д.Ушинский сказал: "В деле обучения и воспитания: ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя".
2 Ведущий:
Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности.
1 Ведущий:
Предлагаем вашему вниманию четыре определения понятия "профессиональный рост педагога", выберите, пожалуйста, какое определение больше всего соответствует нам, дошкольникам.
(Определения предлагаются педагогам на отдельных листах без указания авторства).
Слайд 9.
1. Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья воспитанников. (Марк Максимович Поташник, действительный член, академик Российской академии).
2. Профессиональный рост педагога - это самостоятельно и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях "нарастание" разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций. (Анатолий Викторович Мудрик, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор).
3. Профессиональный рост педагога - это, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение педагога себя самого как профессионала из внутренних качеств и внешних источников. (Михаил Владимирович Левит, к.п.н., вед.н.сотрудник Центра стратегии образования).
4. Профессиональный рост педагога - это неустранимое стремление педагога к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми. (Евгений Александрович Ямбург, заслуженный учитель).
Выбор участниками наиболее приемлемого с их точки зрения определения, доказывая на примерах свое представление.
2 Ведущий:
В педагогике встречаются два понятия "профессиональный" и "личностный рост педагога". Как вы думаете, какое понятие способно повлиять на другое?
Мнение участников круглого стола.
Слайд 10.
Ведущий: Они существуют в тесном переплетении взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому правильно говорить о профессионально-личностном росте педагога, как о положительных изменениях или как о развитии профессиональных и личностных качествах.
Какие пути способствуют развитию профессионально-личностного роста педагога?
Мнение участников.
Слайд 11.
1 Ведущий:
Непрерывное повышение квалификации педагогов оказывает прямое влияние на рост качества образования, развитие творчества и одаренности в детях, становление личности в целом, что является основной задачей деятельности школьных и дошкольных организаций. Понимание необходимости изменений профессиональных ценностных ориентаций в условиях личностно-ориентированного обучения приводит к осмыслению вопроса о совершенствовании системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Готовность педагога к реализации образовательного процесса в рамках нового образовательного стандарта включает в себя: мотивационно - психологическую готовность, теоретическую готовность, результативную готовность.
Какие же формы повышения профессиональной компетентности педагогов вы могли бы назвать самыми эффективными?
Мнения участников.
Слайд 12.
Слайд (формы повышения квалификации педагогов)
2 Ведущий:
Посредством самообразования и за счет осознанного, обязательно добровольного участия педагога в организованных дошкольным учреждением или отделом образования мероприятиях, которые объединяются обобщенным названием "методическая работа".
1 Ведущий:
Таким образом, в условиях реализации нового ФГОС ДО, в рамках профессионального стандарта педагога неотъемлемой частью педагогической деятельности является непрерывное повышение своей профессиональной квалификации, непрерывное самообразование.
Слайд 13.
Заключительная часть (рефлексия)
1 Ведущий:
Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.
В данной статье мы разберём цели гос. стандарта дошкольного образования, значение и темы семинаров-практикумов для воспитателей ДОУ.
Если коротко, то ФГОС представляет собой список базовых представлений о гос. норме образованности личности, олицетворяющих общественный идеал, с учётом возможностей самого дошкольника и обучающей системы.
Впервые понятие «стандарта образования» в российской педагогической практике знакомо с 92-ого года (ст. 7 Закон РФ «Об Образовании»). Но до последнего времени считалось невозможным охарактеризовать подобные требования конкретно к детским садам.
Согласно Приказу МИНОБРНАУКИ РФ № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования» проект был пущен в реализацию. При разработке данной системы, опросили несколько фокус-групп на предмет ожиданий родителей, воспитателей и учителей начальной школы от дошкольного образования.
Проанализировав полученные результаты, разработчики системы пришли к пониманию цели: «Учить ребенка для жизни, а не для школы». Малышу для легкой адаптации в школе важнее иметь ряд психологических и социальных качеств, чем навыки чтения и письма.
Для достижения стандарта создана поддерживающая информационная среда для педагогов ДО, в которую входят специальная литература, интернет-сервисы, подготовительные обучающие семинары и т. д.
Воспитатель при работе по системе ФГОС обязан учитывать:
- Индивидуальные детские потребности;
- Способности для освоения малышом данной системы на конкретном уровне своего развития.
Решаются задачи:
- Охрана и профилактика физического и эмоционального благополучия подопечного;
- Создание равных условий для обучения всех подопечных без различия по полу, возрасту, национальности, религии;
- Целевое единство во всех образовательных учреждениях (между детским садом и школой, например);
- Раскрытие творческого потенциала карапуза в рамках познания себя и других;
- Воспитание духовных нравственных и культурных представлениях о нормах поведения;
- Развитие инициативы, нравственности и ответственности с учётом личных потребностей воспитываемого;
- Составление программ образования по всем направлениям;
- Психологическая, просветительская поддержка родителей в воспитании и охране малышей.
Программа ФГОС ставит своей целью развитие подопечных в следующих областях:
- социальная коммуникация;
- познавательный интерес;
- правильная речь;
- художественная эстетика;
- физическая культура.
В каждом возрасте учебные цели достигаются по-разному.
1-3 года.
Подражательная бытовая активность, игры с составными игрушками под контролем няни.
Желание понять смысл музыкальных и художественных произведений, фольклора. Эксперименты с простыми сыпучими, жидкими, твёрдыми телами (мелки, вода).
3-8 лет. Сюжетные игры, стремление к общению и исследованию, инициатива, художественное восприятие предметов искусства. Бытовое уличное и домашнее самообслуживание. Работа руками с природными или искусственными телами. Художественный, танцевальный интерес ребенка.
Требования к психологам-педагогам ДОУ:
- уважать и принимать личностное достоинство каждого малыша. Поддерживать позитивную самооценку, самоуверенность карапуза;
- использовать ДО, соответствующее возрасту, индивидуальным характеристикам (нельзя насильно ускорять или замедлять развитие);
- строить обучение на основе позитивного взаимодействия с окружающим миром, согласно интересам и возрасту малыша;
- обучать толерантности к сверстникам;
- стимулировать инициативность в познании новых видов деятельности;
- предлагать карапузу самому выбрать разновидность и участников игры;
- защищать детей от любых форм физического и психического насилия;
- информационно поддерживать семью малыша по вопросам педагогии и психологии.
Цель семинаров для педагогов по ФГОС зависит от учебного этапа.
До 3 лет:
- Интерес личности к окружающему миру: предметам, их взаимодействию. Проявление настойчивости в достижении результата;
- Знание бытовых предметов (ложки, зеркала) и умело использование их. Простые навыки самообслуживания, стремление к бытовой и игровой самостоятельности;
- Активная речь;
- Стремится к общению со взрослыми и активное подражание;
- Заинтересованность к сверстникам; наблюдение и подражание;
- Художественный интерес с эмоциональной окраской;
- Развитая крупная моторика, стремление к освоению мелкой.
Возраст дошкольной подготовки до 8 лет:
- Самостоятельность в игровой, познавательной, бытовой деятельности;
- Позитивное отношение к окружающему миру. Способен разрешать конфликты;
- Развитое воображение, проявляемое в ролевых играх;
- Грамотная устная речь.
- Развиты крупная и мелкая моторика;
- Знание основных социальных правил и норм, наличие воли, чтобы их соблюдать;
- Любознательность. Начальные знания о себе и о мире. Способность к принятию собственных решений.
Семинары для педагогов ДОУ по ФГОС направлены для создания определённой социально-культурной атмосферы в детских садах, направленной на развитие дошкольника в соответствии с общественными и духовно-нравственными идеалами для лёгкой адаптации к начальной школе.
В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникла необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формы работы
по ознакомлению педагогов ДОУ с требованиями ФГОС ДО
к организации образовательного процесса.
Слайд 2 Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из основных задач определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникла необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога.
Слайд 3 Образовательный процесс в ДОО – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Образовательный процесс в каждой образовательной организации для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.
Слайд 4 Педагоги являются ключевой фигурой в организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой существенной роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольной образовательной организации является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя в области образовательного процесса. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО в МАДОУ детский сад № 65 проводится подготовка воспитателя, способного организовать «зону ближайшего развития» ребенка, учитывать в общении с ребенком особенности детского развития, обладающего профессиональной критичностью, владеющего компетенциями в отношении обоснования выбора программ, технологий, форм и способов взаимодействия с разными категориями детей, с учетом их интересов, особенностей.
Слайд 5 Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.
Существуют пассивные и активные формы работы. Все формы можно предоставить в виде двух взаимосвязанных групп. Групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, открытые просмотры, деловые игры и.т.д.). Индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).
Слайд 6 Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация на качество образования, формирование умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. И главное - научить детей применять полученные знания в реальной действительности.
Некоторые педагоги МАДОУ детский сад № 65 испытывали затруднения в организации образовательного процесса с началом введения ФГОС ДО. Успешность образовательного процесса, работа всего педагогического коллектива дошкольной организации, зависит не только от уровня подготовленности воспитателей, но и от правильной организации методической работы в дошкольной организации, поскольку все направления методической работы способствует выработке единой линии действий педагогического коллектива.
Слайд 7 Анкетирование педагогов «Готовность педагогов к ведению и реализации ФГОС ДО»
В рамках реализации плана введения ФГОС ДО проводилось анкетирование педагогов «Готовность педагогов к ведению и реализации ФГОС ДО» (24.10.2014 год), где один из пунктов звучал: «Считаете ли вы, что введение ФГОС ДО положительно скажется на организации образовательного процесса?».
По итогам анкетирования сделали вывод о том, что 60% анкетируемых считают, что введение ФГОС ДО положительно скажется на развитии воспитанников, 52% считают, что введение ФГОС ДО положительно скажется на организации образовательного процесса в образовательной организации , 68% считают, что готовность педагогов к введению ФГОС ДО состоит в знании содержания ФГОС ДО.
Выяснили, какая помощь необходима педагогам и специалистам для реализации в ФГОС ДО в ДОО. Педагоги перечислили темы по введению ФГОС ДО, которые их больше интересуют и они хотели бы их обсудить. Одна из тем: «Организация образовательного процесса в рамках ФГОС ДО».
Слайд 8 Анкетирование с родителями на тему: «ФГОС ДО глазами родителей»
Также проводилось анкетирование с родителями на тему: « ФГОС ДО глазами родителей» 24.11.2014 г.
На вопрос: «Как, по Вашему мнению, изменится качество образовательного процесса в ДОО в результате введения ФГОС ДО?» - 47% ответили, что улучшится, но не сильно, 30% считают, что скорее, не изменится, 21% утверждают, что значительно улучшится, а 1% думают, что качество образовательного процесса в ДОО в результате введения ФГОС ДО незначительно ухудшится.
На вопрос: « Как Вы думаете, изменится ли роль родителей в образовательном процессе в связи с введением ФГОС ДО?» - 48% родителей решили, что роль родителей в образовательном процессе не изменится, а 47% считают наоборот - роль родителей усилится, 5% ответили, что роль родителей уменьшится.
Слайд 9 Анкетирование среди педагогических работников на тему: «Готовность педагогов к реализации ФГОС ДО в образовательном процессе ДОУ»
06.05.2015 г. проводилось анкетирование среди педагогических работников на тему: «Готовность педагогов к реализации ФГОС ДО в образовательном процессе ДОО».
Один из пунктов звучал: «По вашему мнению, с введением ФГОС ДО уровень организации образовательного процесса?
Улучшился – 25 чел.
Ухудшился - 0;
Остался без изменения - 5 чел.
В результате анкетирования воспитателей и специалистов выявлены следующие результаты: большая часть педагогических работников считают, что с введением ФГОС ДО уровень организации образовательного процесса – улучшился. Организационные моменты с внедрением ФГОС ДО у педагогов не вызывают затруднений, они готовы делится опытом работы на различных уровнях, в рамках профессиональных конкурсов.
Подводя итог анкетирования, выбрали следующие формы и тематику работы с педагогическим коллективом, используем их в практике:
Слайд 10
11.09.2014 г. - консультация «Современные требования к планированию образовательногопроцесса в соответствии с ФГОС ДО» ;
10.09.2015 г. - консультация «Модель организации образовательного процесса в контексте с ФГОС ДО» .
Все педагоги дополнительного образования получили индивидуальные консультации «Разработка и реализация дополнительных образовательных программ с учетом ФГОС ДО» (13.10.2015 г.)
Консультация - постоянная форма оказания помощи воспитателям. Проводятся консультации для воспитателей одной группы, параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов).
Групповые консультации планируются в годовом плане работы организации, отдельные проводятся по мере необходимости.
В процессе проведения консультации конкретизируем рекомендации, которые должны быть реально выполнимы. Подбираем методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.
Слайд 11
13.02.2015 г. - семинар «Образовательный процесс в ДОУ в рамках современных требований и перехода на ФГОС ДО» .
Семинары и семинары – практикумы.
Семинары и семинары - практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду в данном направлении.
Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна и учитывать новую научную информацию.
Слайд 12
19.03.2015 г. - педагогический совет «Инновационные ориентиры развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО», раскрывалась тема: «Об инновациях в образовательном процессе ДОУ» .
Педагогические советы.
Педагогический совет может быть традиционным, с использованием отдельных методов активизации, т.е. в ходе педагогического совета педагогам предлагается решить кроссворд или ситуативную задачу, а также нетрадиционным в форме деловой игры или круглого стола. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.
Слайд 13, 14
Март 2014 г. - показ открытой НОД в рамках недели презентации педагогического мастерства;
- январь 2015 г. - показ открытой НОД в рамках муниципальной площадки «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»;
Открытый показ.
У каждого воспитателя есть свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с воспитателем во время НОД, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества.
По итогам открытого просмотра принимается решение, например, внедрить в свою работу этот опыт, конспекты предоставить в методический кабинет, или предложить обобщение опыта работы воспитателя.
Выявили проблемы:
1. Недостаточное оснащение РППС групп.
2. Устойчивые стереотипы поведения педагогов, у которых сложилась своя манера взаимодействия с детьми при проведении НОД.
Пути решения проблем:
1. Обогащать РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2. Организовать работу с одаренными детьми, оформить индивидуальные образовательные маршруты развития для одаренных детей, обеспечить их участие в конкурсах.
3. Обеспечить регулярное проведение дополнительной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Самообразование
Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Организуем работу с педагогами в ДОО так, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Форма отчета - выступление на педагогическом совете, проведение методической работы с коллегами, консультация и т.д.
Наставничество.
Наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательной организации или имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения непрерывной образовательной деятельности, режимных моментов и т.д. в определенной группе.
Наставник проводит систематическую индивидуальную работу по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности в образовательном процессе.
Слайд 15
02.12.2014 г. - «Повышение качества образовательного процесса через инновационные педагогические технологии» (тематический);
07.04.2015 г. - «Конструирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО» (информационный).
Педагогические часы.
Педагогический час – одна из форм повышения квалификации педагогов. Педчасы бывают информационные и тематические. На информационных педчасах сообщается информация или идет обмен информацией между педагогами по какому-то возникшему вопросу, требующему немедленного решения. Тематический педчас посвящается какой-то определенной теме. Обычно на таких педчасах идет подготовка к тематическому педсовету.
Слайд 16
Организовано участие педагогов в вебинарах на портале «УчМет» и «Просвещение».
Слайд 17
Контроль (текущий, оперативный) по организации образовательного процесса проводился систематически. Были даны рекомендации:
При планировании непрерывной образовательной деятельности стремиться искать такие формы, чтобы дети находились в естественных видах деятельности: игре, экспериментировании, общении со сверстниками и взрослыми.
Предусматривать решение задач в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов (на прогулке, при выполнении процедур, принятия пищи).
Результат:
Организация и расположение предметов РППС осуществляются педагогами рационально, логично и удобно для детей, отвечают возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, требованиям ФГОС ДО, позволяет детям свободно перемещаться;
РППС групп обеспечивает реализацию принципа интеграции образовательных областей, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, обеспечение «зоны ближайшего развития», доступна для каждого воспитанника;
РППС оформляется в зависимости от образовательной ситуации, комплексно-тематического планирования, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей и запросов родителей.
Педагоги МАДОУ детский сад № 65 ежегодно обучаются на заседаниях методических объединений БМР.
С момента перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования педагоги прошли курсы переподготовки – 8 человек, 25% педагогов; курсы повышения квалификации – 27 человек, 84% педагогов; повысили квалификацию – 22 человека, 69% педагогов, 2 педагога (педагог – психолог, инструктор по ФЗК) являются активными участниками региональных и всероссийских семинаров, публиковались в сборниках.
Слайд 18
Существует ещё множество форм работы по ознакомлению педагогов ДОО с требованиями ФГОС ДО к организации образовательного процесса.
Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования образовательного процесса в ДОО».
Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.
«Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
«Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три». В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.
Ещё одна форма, которую необходимо использовать перед открытыми мероприятиями для воспитателей - это настрой педагога на успешную работу - « Квик – настройка»:
- Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
- Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
- Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем
дороже ценятся. - Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и
стареть не дает. - Трудности закаляют на пути к счастью.
Слайд 19
Правильный подход к построению взаимодействия с детьми в образовательном процессе, делает реальным разворот к ребенку всей педагогической системы. Педагогам необходимо научиться видеть в ребенке субъекта деятельности, соответствующим образом взаимодействовать с ним, выстраивать образовательное пространство. Без этих изменений невозможно решение задач дошкольного образования, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Сегодня главное для педагога – научить его использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему педагогической деятельности. Всё это, конечно, требует от педагогов умения работать творчески, используя собственный потенциал. Поэтому мы стремимся помочь педагогу работать в условиях обновленной педагогической практики, решать разнообразные задачи содержания образования, выбора методических и организационных средств для осуществления образовательного процесса.