СТАТЬЯ
Подготовительная группа детского сада
Наступает ответственный период в жизни ребёнка - подготовка к школьному обучению. Дошколёнка необходимо подготовить морально, физически и интеллектуально. Создать для него все условия для формирования предпосылок к школьному обучению, а также к его социализации.
Детский сад является подготовительным этапом перед школой. Взрослея, дети поэтапно входят во взрослую жизнь, режим которой довольно часто сильно отличается от домашнего уютного времяпрепровождения. В саду ребёнок учится подстраиваться под заведённый режим и определённый ритм жизни – это первые шаги самостоятельности и самодисциплины.
В подготовительной группе детского сада детей целенаправленно развивают и готовят к школе. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Воспитание и обучение детей осуществляется через игры. Следовательно, игровая деятельность в подготовительной группе детского сада является видом учебных мероприятий, которые осуществляются с целью развития у детей определенных навыков и дружеских отношений в коллективе.
В этой возрастной группе ведущей деятельностью остаётся сюжетно-ролевая игра. Дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, самостоятельно придумывают себе роли, организовывают соответствующую атмосферу. В игровом пространстве может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. С помощью сюжетно-ролевых игр дети закрепляют способности к совместному взаимодействию друг с другом, учатся сотрудничать, развивают воображение с помощью одушевления игрушечных персонажей.
В подготовительной группе детского сада применяются интегрированные (комплексные) занятия – это совмещение различных видов деятельности в одном занятие. Преимущество их заключается в том, что ребёнок не успевает утомиться от количества приобретённых новых знаний, и в определённый момент он переключается на новый вид информации. Таким образом, воспитатель сохраняет внимание детей на высоком уровне довольно продолжительное время. Это относится к детям различного темперамента и разных способностей.
Развитие речевого общения (связной, диалогической, монологической речи) стоит на первом месте в подготовительной группе детского сада. Его дальнейшее развитие в школе будет опираться на то, что было заложено в дошкольном возрасте. У детей подготовительной группы формируется умение отражать в речи свои приобретенные знания, выделять признаки предметов, а также группировать предметы по общим признакам.
Большое внимание в подготовительной группе уделяется развитию математических навыков, развитию навыков счёта, тренировке памяти, логики и внимания.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми через рисунки, становятся сложнее. Рисунки приобретают сюжетный характер, обогащается их цветовая гамма. Изображения человека становятся более детализированным и пропорциональным.
Дети подготовительной группы продолжают осваивать конструирование из строительного материала. Быстро и правильно подбирают необходимый строительный материал, способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
Дети осваивают сложные формы сложения из листа бумаги и придумывают свои. Усложняется конструирование из природного материала.
Продолжает развиваться восприятие, воображение, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения. Внимание дошкольников становиться произвольным, до 30 минут.
Немаловажную роль играет физическая активность. У дошкольников в процессе физической подготовки накапливается и обогащается двигательный опыт, развиваются: сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость, координация движений. Во время дошкольной физической подготовки важно сформировать у ребёнка осознанную потребность в двигательной активности.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Поступление в школу - важнейший момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от его психологической готовности к обучению. Поэтому перед педагогами подготовительных групп дошкольных учреждений стоит задача - сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Необходимо учитывать, что современному ребенку, живущему в стрессогенности сегодняшней жизни, для обеспечения плавного перехода из условий детского сада в школу, требуются дополнительные усилия со стороны педагогов и родителей.
Информационная подготовка ребенка к обучению в школе, как правило, начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению поможет правильно организованная развивающая среда. С помощью внесенных в нее материалов и оборудования решаются следующие задачи:
- Обогащение детей знаний о школьной жизни, профессиях в школе, изменении распорядка дня у детей, поступающих в школу.
- Обогащение словаря дошколят по лексической теме «Скоро в школу».
- Воспитание у детей самостоятельности в особых моментах жизни, связанных с поступлением в школу, когда ребенок некоторое время должен решать возникающие проблемы самостоятельно.
- Профилактика школьных страхов.
В течение трех последних лет коллектив дошкольного учреждения планомерно обогащал предметно-развивающую среду материалами по теме. Работа велась по следующим направлениям:
Организация в подготовительной к школе группе «Школьного уголка» (после разработки перечня и сроков внесения материалов);
Изготовление и приобретение наглядных материалов по теме;
Изготовление дидактических игр (включая речевые);
Наработка игровых сюжетов на школьную тематику;
Наработка материалов по развитию у детей самостоятельности;
Каталогизация литературных материалов по теме.
В настоящий момент подготовительная группа и методический кабинет располагает следующими материалами.
Наглядные материалы:
● Набор картинок «Школьные помещения».
● Наборы картинок разного формата «Школьные принадлежности» (картинки, сопровожденные короткими стихами Б.Заходера, Н.Нищевой, Т.Федотовой).
● Комплект «Скоро в школу» (включает картинки разного формата различной тематики: школьные уроки, распорядок дня школьника в сравнении с режимом дня дошкольника, и др.)
● Фотоальбом «Наши родители - школьники» (оформляется в каждой подготовительной группе к Дню знаний).
● Набор картинок «Школа раньше и сейчас» - для развития представлений детей о школьниках разных времен (отличие в одежде, школьных принадлежностях, классных помещениях и т.д.)
Дидактические игры - неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса. В процессе наработке игр по школьной тематике, творческая группа педагогов разрабатывала такое содержание игр, чтобы в комплексе решалось несколько задач: развитие представлений детей о школе, развитие речи и внимания, развитие коммуникативных умений. В результате планомерной работы «Уголок школьника» пополнился играми:
«Найди лишний предмет», «Собери портфель», «Чего нельзя брать в школу» - на знание школьных принадлежностей.
«Определи части суток» - на развитие временных представлений и закреплении знаний детей о различии в распорядке дня дошкольника и школьника.
«Дни недели» - закрепление представлений детей о неделе, будних и выходных дней, повторности дней недели.
«Подбери слово к картинке» (для читающих детей).
Особое место в ряду дидактических игр на школьную тематику занимают словесные, из серии М.Г.Борисенко и Н.А.Лукиной «Грамматика в картинках». Общие показатели развития речи современных детей свидетельствуют о том, что у многих из них при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. В основе подбора игр - решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребенка. Картотека содержит специально подобранный игровой материал на школьную тематику с учетом соблюдения основных дидактических принципов: наглядности, доступности, деятельностного подхода.
Например, цель игры «Закончи предложение» (для детей подготовительной группы) - закреплять умение изменять глаголы прошедшего времени по родам; образовывать сравнительную степень имен прилагательных в различных падежах, употреблять местоимения «он», «она», «оно»; изменять глаголы по лицам. Оснащение игры: мяч.
Ход игры:
1. Взрослый называет первое слово предложения и побуждает ребенка закончить его, правильно употребляя слова.
Ученик … (читал). Ученица … (читала). Ученики … (читали).
Ученик … (поднимал руку). Ученица … (поднимала руку). Ученики … (поднимали руки). И т.д.
2. Взрослый предлагает заменить существительные местоимениями: ученик - он, ученица - она, ученики - они.
Он … (учился). Она … (училась). Они … (учились). И т.д.
3. Взрослый предлагает ребенку закончить предложения: «Саша читает не просто забавный рассказ, а … (какой?) - забавнейший. И т.д.
Картотека насчитывает 9игр для детей старшего возраста («Что забыл нарисовать художник», «Подбери пару», Назови нужное слово» и др.); и 10игр для детей подготовительной группы («Продолжи словесный ряд», «Закончи предложение, «Слова-родственники» и др.). Воспитателями отмечен особый положительный эффект систематического проведения игр. Они непродолжительны по времени проведения (3-5 минут), по содержанию - интересны и понятны детям, проходят живо и непринужденно и, тем не менее, обеспечивают целевую речевую практику.
Игровые сюжеты на школьную тематику
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника неоспоримо. Развитое творческое воображение дошкольника - важнейшее условие формирования готовности к школе. Проблема редукции (от латинского reduction - упрощения, ослабления, уменьшения) ролевой игры, замена игровой деятельности на учебную в старшем дошкольном возрасте заставляет педагогов обратить пристальное внимание на планомерную работу по обогащению сюжетов игр, развитие у детей игровых умений. Излишне говорить, что дети старшего дошкольного возраста особенно страдают от общей загруженности и недостатка времени на игру. Поэтому в нашем детском саду тематика сюжетно-ролевых игр в подготовительной к школе группе расширена за счет игр на школьную тематику. Творческой группой разработаны сценарии игр, которые включают в себя цели и задачи, перечень ролей и оборудования, варианты развития сюжета. Введены в практику такие игры, как «Урок математики», «Урок физкультуры», «В школьной столовой».
Например, сценарий игры «Урок математики» включает в себя:
Задачи воспитания:
- Вводить в сюжеты игр новые роли: ученик, учитель.
- Развивать у детей коммуникативные умения: учить детей сговору в игре, договариваться о том, кто возьмет главную роль.
- Развивать детскую компетентность через игровую деятельность: побуждать детей использовать в игре полученные знания.
Роли:
- Учитель.
- Ученики, в том числе - дежурный.
- Техническая.
Ролевое поведение:
- Учитель «ведет урок» - пишет на доске примеры, предлагает решить задачи, составить из счетных палочек геометрические фигуры, из плоскостных геометрических фигур - изображения, и т.д.
- Ученик выполняет требования учителя - решает примеры и задачи, отвечает на вопросы, поднимает руку. Дежурный - сообщает об отсутствующих, стирает с доски.
- Техническая подает звонки.
Оснащение:
Столы, стулья, тетради», пеналы (по числу детей), доска, маркеры, тряпка, звонок, журнал.
Предварительная работа:
Реализация лексической темы «Что мы о школе знаем», беседы о профессиях в школе, рассматривание наглядного материала по теме «Школа», показ условных действий (воспитатель на первых порах берет на себя роль учителя).
Развитие сюжета:
Можно предложить детям проиграть в два урока с переменой, с походом в столовую. Можно ввести персонаж «хулигана», который не умеет себя вести на уроках (воспитатель берет эту роль на себя).
Игры-спутники: «Урок физкультуры», «Школьная столовая», «Автобус», «Экскурсия по Ярославлю».
Работа по развитию игровых сюжетов ведется и в другом направлении: творческая группа разработала и изготовила наглядный материал (картинки и схемы) для обыгрывания ситуаций из жизни школьника по методике А.Либерман, О.Репиной.
Литературные материалы:
● «Веселые уроки» - цикл стихов Г.П.Шалаевой и О.М.Журавлевой о правилах поведения и общения в школьной жизни, воспитании самостоятельности. Названия стихотворений очень красноречивы: «Собери с собой все, что необходимо для уроков», «Учись просыпаться в школу сам», «Не жадничай в классе», «Береги школьное имущество», «Не скрывай от родителей плохие оценки», и т.д. Вот пример одного из них:
Не списывай
Щенок к Котенку подбегает,
Его в сторонку отзывает
И шепчет: «Друг мой, выручай!
Списать задачу срочно дай!
Решить ее я не сумел,
Да и не очень-то хотел…»
Задачу наш герой списал,
Но смысл ее не разобрал.
Ответить у доски не смог,
И «двойку» получил Щенок.
Ребята, я задам вопрос:
Чтоб не было обид и слез,
Что лучше - самому решать
Или, не думая, списать?
В цикл входит тридцать два стихотворения, что дает педагогу возможность выбора с учетом решаемых задач, проблем воспитания и подготовленности детей.
● «Всё о школьной жизни» - подборка литературных произведений о школьниках, Дне знаний, о забавных и поучительных эпизодах школьной жизни. В подборку входит около 50стихотворений и прозаических произведений отечественных авторов разных поколений. Для удобства воспитателей все они входят в единую книгу. Таким образом педагог не тратит время на поиски запланированного в «Чтениях о школе» произведения.
● «Школьные принадлежности» - подборка маленьких стихотворений, сопровождающих изображения школьных принадлежностей.
Видеоматериалы (мультфильмы и диафильмы):
Диафильмы:
- Разговор о школе.
- «В стране невыученных уроков».
Мультипликационные фильмы (формат DVD)
- «Переменка № 1».
- «Приключения запятой и точки»;
- «В стране невыученных уроков»;
- «Проделкин в школе»;
- «На задней парте», выпуски 1-4.
Просмотр перечисленных фильмов преследует не только развлекательную и воспитательную цели (высмеивание нерадивости, легкомысленное отношение к учебе и т.д.), но частично решает проблему профилактики страхов перед поступлением в школу. Просмотры планируются ежемесячно и очень популярны среди детей.
Материалы по информационной поддержке родителей
В каждом дошкольном учреждении реализуется свой план по поддержке воспитательной компетентности семей в момент подготовки перехода детей в школу. В нашем учреждении хорошо себя зарекомендовала форма читабельных консультаций (в виде буклета на каждого родителя). В них поднимаются самые волнующие родителей темы - развития детской самостоятельности и сохранения достоинства в новых непростых ситуациях, связанных с безопасностью детей, использованием денег, построения взаимоотношений в незнакомом коллективе. Темы консультаций - «Не за горами первый класс», «Это поможет в выборе школы», «Чтобы не допустить беды», «О питании и воспитании», «Как решить с ребенком денежный вопрос».
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая, творческая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, а ведь именно это создает основу социальной уверенности ребенка, так необходимой для безболезненного перехода детей в условия школы.
Елена Юрьевна Александрова
Подготовительная группа в детском саду
Подготовительная группа в детском саду
Я хотела бы Вам поведать свою историю педагогической деятельности…
А началось всё с того, что еще, будучи школьницей, я начала интересоваться естественными науками. И по окончанию школы моя судьба была уже предопределена… И выбор пал на педагогический университет, институт экологии и географии.
…По воле судьбы сложилось так что, проработав сравнительно короткое время в школе, я решила сменить специфику. И на этот раз судьба связала меня с дошкольным образованием.
Начав работать в неизвестной мне сфере, пришлось столкнуться с осторожностью, недоверием и недопонимаем родителей.
А выражалось это в том, что родители не знали, что на самом-то деле подразумевает в себя детский сад . Многие думали, что детский сад сыграет незначительную роль в становлении будущей личности, и поэтому не уделяли особого внимания. И даже не подразумевали, что в детском саду ведется интенсивная и огромная работа с детьми.
Но ведь именно здесь, среди детского коллектива , ребенок учится воспринимать окружающий мир своими детскими глазками , а не через призму родителей. В детском саду дети делают первые шаги самостоятельности и самодисциплины, учатся подстраиваться под заведенный режим, привыкают к определенному ритму жизни. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного малыша к аккуратности, точности и порядку.
И в случае нарушения режима дня, то есть запаздывание еды, сна, прогулок… Все это может отрицательно сказаться на нервной системе детей. И они в свою очередь становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Поэтому давайте ближе познакомимся о том, что ожидает вашего кроху в подготовительной группе .
Как уже было сказано дети привыкают к определенному режиму дня, который осуществляется каждый день строго по графику :
прием детей, самостоятельная деятельность;
утренняя гимнастика;
прогулка на свежем воздухе;
возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность;
дневной сон;
постепенный подъем, закаливающие процедуры;
игры, самостоятельная деятельность;
прогулка;
возвращение с прогулки;
уход домой.
Давайте более подробно рассмотрим режим дня в подготовительной группе .
1. Прием детей, самостоятельная деятельность.
Во время утреннего приема мы стараемся создавать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Обращаем внимание на внешний вид и на приветствие детей. Воспитатель обязан проследить, чтобы все нашли себе интересную деятельность и не мешали другим детям. В случае если ребенок не мог самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему : подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек или дать ребенку какое-либор конкретное поручение.
организация умывания небольшими группами детей . Нужно следить за тем, чтобы дети аккуратно намыливали руки, не разбрызгивая воду. И самое главное необходимо следить за тем, чтобы дети пользовались только своим полотенцем и аккуратно вешали его на свое место после процедуры умывания.
3. Завтрак
Что уж говорить о питании…Любой диетолог подтвердит, что
правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.
В процессе еды педагог должен контролировать осанку детей, стараться, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Тем самым воспитывая культурно-гигиенические навыки приема пищи.
4. Игры, подготовка к занятию
Проводится индивидуальная работа с детьми, беседа об их семье.
Перед занятием имеет смысл провести с детьми игру средней
подвижности – на ловкость или координацию.
5. Занятие
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста, в первую очередь, направлены на развитие способностей, которые станут необходимы им при поступлении в школу. Как правило, воспитание и обучение детей осуществляется через игры.
Одной из главных задач является обучение детей родному языку, грамоте, а также развитие речи и речевого общения. На занятиях дошкольников учат вникать и понимать речь педагога, отражать в речи свои приобретенные знания, выделять признаки предметов, а также группировать предметы по общим признакам. Кроме того дети обучаются чтению, письму, счету, а также тренируют память, логику и внимание.
Немаловажную роль в дошкольном развитии ребенка играет физкультурный досуг. В процессе физической подготовки накапливается и обогащается двигательный опыт детей, развиваются такие физические качества, как сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость, а также координация движений.
Отдельное внимание в старшем дошкольном возрасте уделяют кружковой работе. Дети занимаются художественно-продуктивной, музыкальной деятельностью, работают с бумагой, соленым тестом или другим природным материалом. Все это и еще многое другое способствует развитию творческих способностей.
Конечно, детей ждут не только занятия, но и веселые прогулки и развлечения.
6. Прогулка на свежем воздухе
В ходе подготовки к прогулке детям дается подробная установка на
предстоящую деятельность – группа должна быть приведена в порядок перед выходом; напомнить детям правила проведения в раздевальной комнате. Воспитатель должен контролировать последовательность одевания, перед выходом на прогулку. Также стоит обратить внимание детей на их внешний вид. В ходе подготовки к прогулке воспитатель устраняет ошибки очевидные детей в процессе одевания.
В процессе прогулки воспитатель наблюдает за содержанием игр и взаимоотношением детей в этих играх. На прогулке проводится подвижная игра, также привлекаются дети к уборке участка.
Стоит организовать наблюдения за живой и неживой природой. Перед уходом с прогулки детям дается указание на предстоящую деятельность – от приведения участка в порядок до входа в группу .
7. Возвращение с прогулки и обед
См. пункт «Завтрак»
8. Дневной сон
В процессе подготовки ко сну воспитатель следит за дисциплиной :
дети не должны отвлекаться лишними играми, разговорами, не должны шуметь.
Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Воспитываются – бережное отношение к вещам, аккуратность, положительное отношение к дневному сну.
9. Постепенный подъем, закаливающие процедуры
Всем известно, что закаливание полезно для всех возрастов. Но особенное влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста. Закаленный детский организм легче адаптируется в неблагоприятных условиях, повышается иммунитет, устойчивость к недостатку кислорода, также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее.
Закаливание детей состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни : воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.
Закаливание мы проводим путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды) .
В своей работе после дневного сна мы используем сочетание
закаливания стоп прохладной водой с ходьбой по тактильным дорожкам для профилактики плоскостопия.
После закаливания воспитатель следит за дисциплиной и порядком одевания детей в спальне. Воспитывается самостоятельность и аккуратность.
10. Полдник
См. пункт «Завтрак»
11. Игры, самостоятельная деятельность
См. пункт «Игры и подготовка к занятиям »
12. Прогулка и возвращение с прогулки
См. пункт «Прогулка и возвращение с прогулки»
См. пункт «Завтрак»
14. Уход домой
Родители должны быть проинформированы об успехах ребенка в
группе , необходимо продемонстрировать работы детей. Также педагог информирует родителей о проблемах и способах их решения. Необходимо напомнить ребенку о правилах хорошего тона, ребенок должен попрощаться с детьми и воспитателем.
Рассмотрев режим дня, стоит добавить, что одним из многих факторов развития детей, безусловно, является дошкольное образование. Однако, стоит не забывать, что процесс получения новых знаний ребенком не может обойтись без активного участия родителей, ведь педагог не сможет скорректировать манеру поведения ребенка, не зная особенной его поведения в семье.
Поэтому работа с родителями в старшем дошкольном возрасте – немаловажный фактор в эффективном воспитании ребенка.
Сегодня многие родители недооценивают значение детского сада в развитие многогранной личности ребенка. Но ведь именно здесь, среди детского коллектива, ребенок учится воспринимать окружающий мир своими детскими глазками, а не через призму родителей. В детском саду дети делают первые шаги самостоятельности и самодисциплины, учатся подстраиваться под заведенный режим, привыкают к определенному ритму жизни, ну и конечно, обретают все необходимые навыки для школы. Особенно это касается подготовительной группы в детском саду, поэтому давайте ближе познакомимся с тем, что ожидает вашего кроху в этой группе.
Режимные моменты в подготовительной группе
Как уже было сказано, в подготовительной группе дети привыкают к , который осуществляется каждый день строго по графику:
- прием детей, самостоятельная деятельность;
- утренняя гимнастика;
- завтрак;
- занятия;
- прогулка;
- возвращение с прогулки, обед;
- дневной сон;
- постепенный подъем, водные процедуры;
- полдник;
- игры, самостоятельная деятельность;
- прогулка;
- возвращение с прогулки, ужин;
- уход домой.
Задачи воспитания и развития детей в подготовительной группе детского сада
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста, в первую очередь, направлены на развитие способностей, которые станут необходимы им при поступлении в школу. Как правило, воспитание и обучение детей осуществляется через игры. Таким образом, игровая деятельность в подготовительной группе детского сада определяется как вид учебных мероприятий, которые осуществляются с целью развития у детей определенных навыков, а также дружеских отношений в коллективе.
Одной из главных задач в подготовительной группе является обучение детей родному языку, грамоте, а также развитие речи и речевого общения. На занятиях дошкольников учат вникать и понимать речь педагога, отражать в речи свои приобретенные знания, выделять признаки предметов, а также группировать предметы по общим признакам. Кроме того, в подготовительной группе детского сада дети обучаются чтению, письму, счету, а также тренируют память, логику и внимание. Стоит отметить важность данных занятий, поскольку дальнейшее развитие речевой культуры ребенка будет опираться только на то, что было заложено в дошкольном возрасте.
Немаловажную роль в дошкольном развитие ребенка играет физкультурный досуг, которому в подготовительной группе также уделяют достаточно времени. В процессе физической подготовки накапливается и обогащается двигательный опыт детей, развиваются такие физические качества, как сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость, а также координация движений. Во время дошкольной физической подготовки важно сформировать у ребенка осознанную потребность в двигательной активности, а также в физическом совершенствовании.
Отдельное внимание в подготовительной группе уделяют кружковой работе. Дети занимаются художественно-продуктивной, музыкальной деятельностью, работают с бумагой, пластилином, соленым тестом или другим природным материалом. Все это и еще многое другое способствует развитию творческих способностей, а также психических качеств ребенка.
Одним из многих факторов развития детей, безусловно, является дошкольное учреждение. Однако, стоит не забывать, что процесс получения новых знаний ребенком не может обойтись без активного участия родителей, ведь педагог не сможет скорректировать манеру поведения ребенка, не зная особенностей его поведения в семье. Поэтому работа с родителями в подготовительной группе - немаловажный фактор в эффективном воспитании ребенка.
Конечно, в подготовительной группе детей ждут не только занятия, но и веселые и развлечения.
Кто-нибудь знает в чем польза подготовительной группы? Многие родители малышей детсадовского возраста мучаются вопросом: отдавать ли свое ненаглядное чадо в детский сад или же оставить под присмотром бабушек и дедушек. Конечно, в каждом случае все индивидуально и решать только вам, но ближе познакомившись с тем, что ожидает вашего кроху, в его первом учебном заведении, вам будет легче принять верное лечение.
- В первую очередь детский сад является некой ступенькой в развитии вашего малыша. Взрослея, наши дети поэтапно входят во взрослую жизнь, режим которой довольно часто сильно разнится от домашнего уютного времяпрепровождения, где все вниманию предоставляется только ему и все желания тут же удовлетворяются. В саду ребенок учится подстраиваться под заведенный режим и определенный ритм жизни – это первые шаги самостоятельности и самодисциплины.
- Во-вторых, такие группы, как раз и отличаются тем, что здесь детей целенаправленно развивают и готовят к следующему этапу.
В основном в этой возрастной группе продолжается применение сюжетно-ролевых игр в обучении деток дошкольного возраста. В подготовительной группе применяются интегрированные (комплексные) занятия, о которых пойдет речь чуть позже и проходит непосредственное развитие необходимых навыков у детей данного возрастного периода.
Давайте рассмотрим в конкретных примерах, каждый из этих методов.
Занятия в подготовительной группе детского сада:
Сюжетно ролевые игры в развитии дошкольника
Что касается сюжетно-ролевых игр: с помощью таких игр дети закрепляют способности к совместному взаимодействию друг с другом, то есть умению сотрудничать, развивается способность предметного взаимодействия (закрепление знаний про формы, цвета, размеры различных предметов). Развивается воображение с помощью одушевления игрушечных персонажей, кукол.
В этом возрасте дети уже могут самостоятельно придумывать для себя роли и играть без непосредственного участия воспитателя, но роль взрослого в том, чтобы создать предметно-игровую среду и организовывать соответствующую атмосферу. Ребенок сам выбирает себе роль (мама, строитель, доктор) и затем ведет себя соответственно выбранному сюжету. Так закрепляется способность переносить свое действие с одного предмета на другой, сопоставлять свои поступки с действиями окружающих людей.
Воспитатель должен подготовить необходимые наборы игрушек, которые смогу увлечь детей игрой, а после этого подтолкнуть малышей к игре. Это можно сделать, начав игру самому, например, так: «Я доктор.
Буду лечить деток. Здесь у меня будет находиться больница. Заходите, кого нужно полечить. Котик, ты заболел? Где у тебя болит? Покажи мне горлышко, а ушко. Сейчас температуру мерить будем, вот держи градусник» (Ставит котику градусник.) Теперь тебя посмотрим. У тебя ручка болит?». Затем воспитатель вместе с игрушками может полечить и ребят, а затем предложить деткам поиграть самим.
Конечно, в группе большее внимание уделяется развитию навыков счета, чтения, первым навыкам математики, письма.
Комплексные занятия в подготовительной группе
Как мы уже говорили ранее, очень эффективными для развития способностей у детей являются комплексные занятия. Их отличительной особенностью является совмещение различных видов деятельности в одно занятие. Перемена типов действия прекрасно сочетается с активно – подвижной природе малышей и помогают рассмотреть изучаемый предмет (или явление) с разных точек зрения. В ходе занятия также предусмотрено закрепление новых знаний на практике. Преимущество в том, что ребенок не успевает утомиться от количества приобретенных новых знаний, а в необходимый момент на новый вид «впитываемой» информации.
Комплексные занятия помогают сгладить возникающие противоречия между педагогическим обучением и естественным развитием личности будущего школьника, таким образом, устраняется конфликт подвижной природы дошкольника и процессом обретения новой информации.
Соединяя в необходимых пропорциях фрагменты улучшения речевых способностей, изотворчества, развития физического здоровья в одно комплексное занятие, воспитатель может сохранить внимание ребят на высоком уровне довольно продолжительное время, причем это относится к детям различного темперамента и способностей. В интегрированном занятии практически любой малыш отыщет для себя интересные темы.
Основными областями, в которых обучают деток, в подготовишках являются:
- развитие речи;
- ознакомление с природой;
- познание окружающего мира;
- занятия изобразительным искусством, лепкой, аппликациями;
- навыки математики и логического мышления;
- развитие памяти с запоминанием небольших стихотворений;
- укрепление физического здоровья, с использованием упражнений и некоторые другие способности.
Давайте на примере рассмотрим комплексное занятие из области знакомство с природой, развитие речи и навыков рисования. Представим его в сжатом виде, чтобы понять суть.
Занятие в подготовительной группе детского сада на тему: «Воробей»
- Дать детям знания о воробье.
- Учить пересказывать текст, сохраняя обороты речи, использованные автором, не нарушая последовательность. Продолжать обучать ребят рисовать птицу, создавая композицию.
- Словарь: воробей, воробушек.
- Развивать связную речь, мелкую моторику рук.
- Упражняться в звукоподражании, в способностях счета и составе числа.
- Прививать любознательность, экологическое восприятие мира.
Оборудование:
- Картинка с изображением воробья и надписью.
- Аудиозапись звуков воробья.
- Кукла-рукавичка Воробей или вырезанная фигурка птицы из бумаги.
- Альбомные листы с нарисованным контуром (контур карандашом), цветные карандаши.
Ход занятия:
Сейчас мы познакомимся с маленькой птицей. Это – воробей. (Показываем картинку и читаем надпись).
Посмотрите на воробья. Размером он примерно с попугая (15 см), коричневый с серыми вставками.
Передвигается воробей мелкими прыжками, и издает звуки: «чик-чирик». Послушайте, как он чирикает. (Включаем аудиозапись).
Попробуйте сами так сказать «чик-чирик». (Звукоподражание).
А как же называются птенцы воробья? Давайте повторим птенцов других птиц.
Игра «угадайте птенца»
Птенец кукушки – … это кукушонок.
Птенец аиста – … это аистенок.
Птенец вороны –… это вороненок.
Птенец скворца – … это скворчонок.
Птенец совы – … это совенок.
Птенец журавля – … это журавленок.
А теперь поиграем.
Динамический отдых «Воробушки ищут корм»
Дети изображают полет птиц и выбегают из-за столиков на ковер, на котором лежат множество средних пуговиц. Это зерна и другой птичий корм. Воспитатель предлагает взять по два зернышка – больше воробей не унесет. Дети летят за едой несколько раз. Потом считают количество пуговиц. Говорится, что четыре состоит из двух двоек.
Теперь продолжение рассказа об особенностях поведения и жизни воробья.
Воробьи – птицы забавные, подвижные. Однажды произошла такая история. Воспитатель рассказывает короткую историю с элементами показа происходящего, можно привлечь ребят.
Чтение рассказа о воробье, известных писателей. Затем изобразить на листе эпизод из рассказа на подготовленном листе бумаги (допускаются контуры зарисовок).
Подвижная игра «Птицы летят домой»
Дети летят, как птицы. Если они слышат названия не птиц, то стоят на месте. А когда слышат слова «воробушки домой»» - бегут на ковер и становятся в гнезда (обручи).
Вороны домой летят.
Воробьи домой летят.
Свои рисунки вы возьмете домой и, смотря на них, расскажите про воробья.
Затем прочтите стихотворение или скороговорку про воробья.