Этот комплекс упражнений дала Лена (Экснезарегистрированная) в конфе "Другие Дети" на 7ya, она поставила в прямом смысле этого слова, свою дочь на ноги.
возможно многие уже делают такие упражнения, а для кого-то это будет что-то новенькое, итак, цитирую Лену дословно:
Действительно, наверное будет проще разместить эти упражнения здесь, а не посылать персонально каждому. Хочу написать немного подробнее о лечении. Нам диагноз поставили рано, уже в месяц. В поликлинике невропатолог ничего не увидела. Но у нас была из роддома двойная кишечная инфекция - стафилококк и кишечная палочка. Нас в месяц отправили на консультацию в Институт детских инфекций, а там мы попали к замечательному врачу. Он буквально 5 минут повертел ребенка в руках и сказал, что прежде всего мы пойдем к их главному невропатологу. И через пол часа я вышла с волосами, стоящими дыбом... Так что заниматься мы начали сразу. Лечились в 25-й больнице на Гаврской. Конечно, страшно было ложиться с такой маленькой, но страх перед диагнозом пересиливал. Я считаю, что у нас в Питере в этой больнице специалисты очень квалифицированные. ВЧД лечили в Рауфхуса на нейрохирургии, поскольку был страшный рецидив в 2 года, поначалу нам сказали, что пошел "объемный процесс" - это так деликатно назвали опухоль мозга. Логопедические методики нам тоже давала логопед в 25-й больнице, между курсами занимались дома все время. Когда девочка в 2 года заговорила, стало ясно, что очень плохая память. Стихи учили каждый день. Еще я перечитала кучу книг по дефектологии и мне понравилась мысль о том, что при ЗПМР нужно заниматься "на опережение". Наопережали так, что она пошла в школу в 6 лет сразу во 2 класс. Правда, потом в этом оказалось много минусов и мы об этом жалели. Диагноз нам сняли в 4,5 года, остаточный диагноз - МЦД в форме левостороннего гемисиндрома. С этим тоже справились массажем. Да, массаж я делала сама с 2-х лет, закончила специальные курсы с упором на эту патологию, а до 2 лет у нас была очень хорошая массажистка. Она мне показала точечный массаж, и я во время занятий ЛФК сама снимала спастику - у нас спастика была на фоне атоническо-астатической формы в отдельных мышцах. Как я поняла из множества перечитанной литературы, самое главное (и трудное) при ДЦП - добиться правильного развития и смены рефлексов. Можно нормализовать тонус, но если не пойдет угасание тонических рефлексов и развитие установочных, моторика все равно развиваться не будет. Упражнения посылаю в той форме, в которой я их уже отправляла другим родителям, перенабирать слишком долго. Всем мужества и успехов. А к знахарям не ходите, это только трата денег и времени. И, между прочим, православная церковь это осуждает...Все сразу не проходит, посылаю кусками.
Комплекс на погашение тонических рефлексов.
Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР) проявляется в двух положениях - на спине и на животе. На спине ЛТР проявляется повышением тонуса во всех мышцах разгибателях (экстензорах) тела. Это приводит к тому, что
позвоночник и ноги выпрямлены, рефлекторно повышается тонус в приводящих и ротирующих внутрь мышцах бедер. Руки могут быть отведены или полусогнуты и приведены к туловищу. Ребенок не может приподнять голову, вывести плечи вперед, а впоследствии он не может переворачиваться и садиться. Для устранения этого рефлекса хороший результат дает "поза эмбриона".
1. Конечности больного с помощью постоянного легкого потряхивания группируют в положение максимального сгибания, голову приводят к груди в среднем положении, руки сгибают на груди, а ноги либо приводят к животу, либо, при высоком тонусе приводящих мышц, слегка разводят. Такое положение способствует растягиванию ранее укороченных мышц, а дополнительные постоянные покачивания в этом положении способствуют расслаблению и нормализации мышечного тонуса.
2. На большом мяче. Ребенок лежит животом на мяче, руки вытянуты вдоль мяча, ноги вытянуты вдоль мяча и разведены. Качание на мяче взад-вперед, с боку на бок.
Продолжение:
На животе ЛТР проявляется напряжением мышц-сгибателей (флексоров) тела. Голова и руки сгибаются к груди, а ноги приводятся к животу. Ребенок не может поднять голову, разогнуть руки, туловище. Это лишает его возможности опереться, приподняться, а в дальнейшем сесть, встать.
3. На мяче. Ребенок лежит на спине, ноги вытянуты вдоль мяча (придерживать рукой). Голова откинута назад, руки расслаблены и откинуты за голову. Прокатывание на мяче взад-вперед.
Тонический шейный симметричный (ТШР) - при наклоне головы вперед-вниз
повышается тонус мышц - сгибателей верхних и разгибателей нижних
конечностей. Ребенок не может попеременно сгибать и разгибать ноги, не может изолированно двигать головой, на вызывая содружественные движения конечностей.
4. Для торможения ТШР в исходном положении на животе, с подложенной под грудь подушечкой, ребенку удерживают голову в среднем положении и проводят пассивные выпрямления рук с опорой на ладонь.
5. В исходном положении лежа на спине. Ноги максимально разведены и
развернуты кнаружи и упираются в бедра занимающегося, проводят пассивные присаживания.
6. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью. Если у ребенка резко выражено подошвенное сгибание стоп, их следует опустить за край опоры. Пассивно проводится сгибание головы, удерживая выпрямленные руки и согнутые ноги.
7. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью с разогнутыми ногами и согнутыми в локтевых суставах руками, проводится пассивное разгибание головы и удержание согнутых рук и разогнутых ног.
Тонический шейный асимметричный рефлекс зависит от ротационных движений в шейном отделе позвоночника. Ротация головы в сторону усиливает тонус разгтбателей конечностей на стороне, куда повернуто лицо и тонус сгибателей со стороны, куда повернут затылок. Гасится путем развития асимметричного установочного рефлекса.
8. Ребенок стоит на столе спиной к инструктору так, чтобы пятка свешивалась. Одна нога сгибается в колене и удерживается в этом положении инструктором. Затем ребенка наклоняют вниз с резким поворотом туловища за одноименную с ногой руку. Ребенок рефлекторно делает обратный поворот туловища и, выпрямляя ногу, поднимается.
9. Ребенок лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом головы ребенка медленно поворачивают в ту же сторону его плечи и туловище.
10. Лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом нижних конечностей и таза медленно поворачивают в ту же сторону плечи.
11. Ребенок свисает со стола лицом вниз на уровне талии. Удерживая за таз, сначала придают телу следующее положение: голова приподнята, ребенок смотрит вперед и вверх, тело дугой изогнуто вверх ("рыбка"). Руки сначала могут быть приведены к телу, по мере освоения этой позы добивать того, чтобы они были вытянуты вперед или раскинуты в стороны. Поднимания головы добиваются, стимулирую шейные мышцы и прямые мышцы спины (вдоль позвоночника).
12. Ребенок свисает со стола нижней частью тела. Голова приподнята (как в предыдущем упражнении), кисти рук упираются в стол на уровне плеч. Перед выполением упражнения ноги расслабить. Стимулируют брюшные мышцы и мышцы спины, придают задней половине тела изогнутое вверх положение ("рыбка ногами"). Сначала эти движения выполняет за ребенка инструктор, постепенно нужно добиваться самостоятельного удерживания позы при придании ребенку исходного положения.
Продолжение:
13. "Рыбка на боку". Ребенок свисает с края стола боком. Руки вытянуты вперед, добиваться (сначала пассивно, потом активно) поднимания головы вверх, верхняя нога при этом тоже должна приподниматься вверх.
14. То же на мяче при покачивании взад вперед и с боку на бок.
15. То же при парении (ребенка удерживают в воздухе за талию). К этому упражнению переходят, освоив предыдущие.,
Рефлекс Моро, рефлекс Бабинского и рефлекс Переса-Галанта гасятся
упражнениями того комплекса, который направлен на развитие моторики, еще хорошо помогают тепловые процедуры. Мы делали азокерит (лечебная грязь) на дому. Оральный рефлекс постепенно проходит сам, у одного ребенка я его наблюдала до 6 лет.
Комплекс на развитие моторики.
При спастической тетраплегии очень важно снимать тонус постоянно,
хорошо бы Вам найти массажиста, знающего точечный массаж, чтобы он показал основные точки для снятия тонуса. Тогда в процессе занятий с
ребенком Вы сами могли бы снимать спастику. Точки можно
попросить массажиста пометить, например, зеленкой, пока Вы сами не
научитесь их находить. Еще хорошо снимает тонус мягкое потряхивание,
как бы вибрация, ручками и ножками. Во время занятий нужно следить,
чтобы конечности, особенно кисти рук, были не зажаты, а раскрыты.
Можно ручки потряхивать, поглаживать, добиваясь их расслабления и
раскрытости. Для занятий нужно приобрести несколько надувных мячей
соответствующего размера(будет ясно из описания упражнений).
Упражнения на мяче очень важны - они позволяют развивать опорность в
конечностях и тренируют способность держать равновесие, без этого
ребенок не сядет, и позу на четвереньках не освоит, а это основа
развития дальнейшей моторики. Ходить Вам пока не нужно, раз есть
переступание. У нас переступания не было до года.
Для занятий нужен большой стол, его хорошо бы прикрывать на время
занятий чем-нибудь колючим, чтобы при выработке опорности раздражалась
кожа на ладошках и стопах. Занятия начинаются и заканчиваются
тренировкой в позе эмбриона (знаете?).
Итак, упражнения на обучение движениям.
1. Тренировка поворотов из положения лежа на спине. Согнуть левую ногу ребенка в колене, стопу прижать одной рукой к столу, чтобы ребенок почувствовал опору на эту ногу. Прижимая стопу локтем руки, кистью
взять за левую ручку, заставить ребенка согнуть ручку в локте, прижать
его кисть к столу на уровне талии. Таким образом формируется опора для
движения. При этом у Вас задействована одна рука. Второй рукой взять
правую ручку ребенка и заставить его потянуться этой ручкой к локтю
левой руки. Перехватив правую кисть другой рукой, быстро беретесь за
правую стопу и тянетесь ею к столу рядом с левой стопой, упертой в
стол. Таким образом, правая ручка и ножка делают почти одновременно
перекрестное движение, и ребенок переворачивается на живот. В описании кажется, что это сложно, но Вы быстро натренируетесь. Таким же образом тренируете поворот направо, с опорой на правые ручку и ножку. Если во время упражнения ребенок "зажался", нужно добиться расслабления, стопы и кисти должны быть раскрыты с полноценной опорой.
2. Тренировка поворотов из положения на животе. Опираясь на согнутую в локте ручку, ножкой той же стороны тянетесь назад, одновременно
противоположная ручка тянется вперед, дальше за голову на
противоположную сторону перекрестным движением, а ножка той же стороны сгибается в колене и делает стопой отталкивающееся движение от стола. После нескольких повторений этих упражнений полезно несколько раз проделать цикл поворотов со спины на живот и наоборот.
Продолжение:
3. Тренировка присаживаний. Лежа на спине обе ручки согнуть в локтях и прижать к столу на уровне талии, чтобы ребенок почувствовал опору на руки. Прижимая одну кисть к столу, потянуться другой рукой к колену с противоположной стороны, при этом ребенок должен присесть, и сразу же ту руку, которой тянулись к колену, кистью упереть в стол на уровне этого колена. То есть ребенок делает перекрестное движение рукой и присаживается с поворотом. Все то же повторить с онечностями другой стороны. Моя девочка нормальное присаживание освоила уже после всех движений, а садилась по собственному способу из положения на четвереньках. Тем не менее, это очень важное упражнение. Оно позволяет ребенку освоить переход к положению на четвереньках.
4. Тренировка опорности на кисти рук. Ребенок лежит животом на мяче
так, чтобы его руки и ноги свободно свисали позади и впереди мяча.
Придерживаете ребенка на мяче левой рукой за спинку. Подводите свою
правую руку под ручки ребенка. Левой рукой качните мяч вперед,
одновременно правой рукой как бы выбиваете руки ребенка вперед, так,
чтобы, когда голова ребенка идет вниз, она выбросила руки вперед и
оперлась на кисти рук. Это очень важное упражнение для тренировки
опорности. Нормальные дети, если их взять и наклонить вниз головой,
рефлекторно выбрасывают руки вперед перед головой. У ДЦПшек это
движение отсутствует.
5. Развитие опорности на стопу. Также лежа на мяче, правой рукой
качаете мяч назад (то есть наклон идет к ногам), а левой рукой
добиваетесь того, чтобы ребенок оперся на ноги (прижать стопы,
зафиксировать их, поерзать ножкой по столу, чтобы у ребенка
формировался стереотип опоры).
6. На том же мяче. Упражнение направлено на тренировку умения держать
равновесие. Без этого ребенок не сядет. Мы его делали не на столе, а
на полу. Посадить ребенка на мяч сверху так, чтобы в любой момент при
потере равновесия она могла прислониться к вашим коленям. Кистью
одной руки берете ее кисть, тянетесь вниз и опираетесь на мяч. Мяч при этом наклоняется в ту же сторону. Одновременно другой рукой берете голову ребенка и наклоняете ее к плечику противоположной стороны. То есть рука идет вниз с опорой на мяч, а голова наклоняется в противоположную сторону. Делаете то же самое в противоположную сторону.
7. Тренировка этого же движения на столе. Ребенок сидит, свесив ноги
вниз. Одной рукой придерживаете за плечи и наклоняете тело в сторону,
другой рукой выдвигаете ее ручку и добиваетесь, чтобы она оперлась ею
на стол.
8. На мяче поменьше - тренировка равновесия с помощью опоры на ноги.
Ребенок сидит на мяче, ноги широко расставлены вдоль мяча. Одной рукой придерживаете ребенка на мяче за плечи, одновременно наклоняете мяч вперед, при этом другой рукой берете ножку и фиксируете стопу на столе, чтобы ребенок оперся на эту ногу. Повторить с другой ногой.
9. Тренировка перехода в положение на четвереньках. Ребенок лежит на
столе на животе. Одну руку подводите под ее выпрямленные ручки,
заставляете согнуться их в локтях и добиваетесь опоры на кисти. Второй рукой поочередно сгибаете ножки в коленях, так, чтобы она встала на коленки.
10. Тренировка ползания. На небольшом мяче. Ребенок лежит на мяче
животом, кисти рук и колени должны упереться в стол (зафиксировать
ручки, поерзать по столу, убедиться, что ребенок упирается руками).
Ваша правая рука протянута между мячем и руками ребенка. Двигая
поочередно своим локтем и ладонью, заставить ребенка переступать по
столу руками. В это же время левой рукой двигаете мяч по столу вперед. Таким образом, ребенок как бы ползет на руках.
Продолжение:
11. То же с движением ногами. Правой рукой придерживаете ребенка на
мяче, одновременно двигая мяч вперед (ловкость рук!), а левой рукой
передвигаете ее согнутые в коленях ноги. Нужно почувствовать, что
ребенок упирается о стол коленями.
12. Еще одно упражнение на опорность рук. Ребенок лежит на вашей
согнутой в локте левой руке над столом так, чтобы ее руки свешивались
вперед. Подводите свою правую руку под ее руки, опирающиеся на стол
(раскрытые ладошки!) и, как в упр.10, поочередно двигая своим локтем и кистью, заставляете ее перебирать по столу руками. Левая Ваша рука в это время движется над столом. Т.е. ребенок как бы идет на руках по
столу. Это очень тяжелое для методиста упражнение, его хорошо делают
папы.
13. Тренировка движений ногами при ползании. Ребенок стоит на столе на коленях. Ваша правая рука подведена под ее подмышки, она как бы висит на Вашей руке. Левой рукой поочередно передвигаете колени ребенка по столу, одновременно передвигая правую руку с ребенком вперед.
14. Полная тренировка опорности на руки и ноги на мяче. Ребенок лежит
на мяче животом. Качая мяч одной рукой вперед и назад, второй рукой
одновременно поочередно заставляете ее опираться то на кисти рук, то
на стопы ног.
15.Формирование разгибательной установки для нижних конечностей.
Ребенок лежит на столе, ноги максимально разведены и развернуты
кнаружи и упираются стопами в Ваши бедра. Берете ребенка за ручки и
присаживаете с переводом кистей рук в положение опоры на стол.
16. Формирование разгибательной установки рук. В положении на мяче
на животе пригибаете головку вниз, удерживая руки в выпрямленном
положении, а ноги согнутыми в коленях.
17. Развитие переступания - наше собственное изобретение. Ставим ребенка на собственные ступни и, придерживая за подмышки, ходим по комнате.
Из нашего опыта я поняла, что, когда вы 10000 раз выполняете за ребенка какое-то движение, у него в мозгу возникает нужная цепь сигналов и вдруг он начинает это делать сам. Заниматься лучше перед едой. Еще нас в больнице научили, что даже неподвижному ребенку нужен простор, когда он видит вокруг себя не кровать, а целую комнату, легче возникает мотивация к движению. Поэтому ребенка вне сна мы держали прямо на полу, а сами в эту комнату входили, сняв тапки на пороге. Знаю из литературы (и мы это использовали), что заставить сосредоточить взгляд легче всего на предметах желтого цвета. Желаем всем удачи в лечении и много-много терпения.
Новый комплекс упражнений для детей с ДЦП разработан специалистами Томского политехнического университета, получившими грант Российского гуманитарного научного фонда. Методика уже успешно применяется в реабилитационном центре Северска Томской области, прогресс у детей, с которыми проводят занятия, очевиден.
Читайте еще:
В России второй год действует программа реабилитации для детей с ограниченными возможностями «Лыжи мечты». О том, как появилась эта программа, для чего она нужна и каковы перспективы ее развития в нашей стране, «МедНовостям» рассказала основатель программы Наталья Белоголовцева.
Проект под руководством профессора кафедры спортивных дисциплин Леонида Капилевича начался около 2,5 лет назад. Исследователи отсняли 30 маленьких пациентов в возрасте от 8 до 14 лет, страдающих ДЦП, с помощью скоростной камеры и проанализировали их движения. Выяснилось, что больные ходят специфическим образом, не так, как здоровые люди — руки у них двигаются с большей амплитудой, кроме того, одновременно вперед идут одноименные нога и рука. Леонид Капилевич комментирует: «Когда у человека что-то нарушается, его организм начинает приспосабливаться к изменениям. В случае с ДЦП ребенка уже нельзя вернуть в состояние нормы. А многие существующие методики пытаются научить ребенка с ДЦП ходить, как ходят люди без нарушений. Но его походка всегда будет отличаться. Наши исследования показали, что организм таких особенных детей придумывает свои механизмы ходьбы. Их мы и положили в основу методики. Такой подход позволит научиться ребенку ходить настолько хорошо, насколько способен его организм».
Применив математическое моделирование, научная группа выявила, что способы движения детей сводятся к двум основным типам, и для каждого типа характерны свои движения мышц. Разные мышцы используются у тех детей, кто может передвигаться самостоятельно, и у тех, кому для этого необходима помощь. В результате проведенной исследовательской работы учеными был разработан комплекс из более чем двух сотен упражнений, который можно адаптировать под любого пациента, дополнив его массажем и физиотерапией. Возраст пациента и конкретный подвид ДЦП не имеют значения.
За детьми ведется наблюдение и сейчас, они занимаются в реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, который находится в Северске. С ними работает Сергей Коршунов, аспирант кафедры спортивных дисциплин ТПУ, мастер спорта по гиревому спорту, дважды чемпион России. Не все 30 детей проходят реабилитацию одновременно — приезжают по 3-4 ребенка, программа разбита на двухнедельные курсы, каждое отдельное занятие длится час, особое внимание уделяется разминке.
Летом ученые планируют провести повторное обследование контрольной группы, но, как говорит Сергей Коршунов, прогресс заметен уже сейчас: «Самый лучший результат показал мальчик с диагнозом «спастический тетрапарез» — он научился ходить».
Источник:
Ученые Томского политехнического университета разработали собственную методику реабилитации детей с детским церебральным параличом. С помощью математического моделирования они выяснили, как организм ребенка приспосабливается к нарушениям мышечной активности. Они решили не пытаться научить детей ходить так, как это делают их сверстники без ДЦП, а развивать те механизмы, которые уже «придумал» детский организм. Сейчас по разработанной методике в Северске занимаются 30 детей в возрасте от 8 до 14 лет.
Приветствую вас. Совсем недавно я уже писала о важности и необходимости использования , где привела основной комплекс физических упражнений, как ко мне на почту пришло письмо от одной женщины, которая воспитывает дочку с таким тяжелым диагнозом, как детский церебральный паралич.
Наша история
Сразу обозначу то, что мы имеем на сегодняшний день. Танюша самостоятельно ползает, встает у опоры, может ходить с поддержкой, сама себя не обслуживает, не говорит, интеллект очень низкий.
Все прошедшие годы – годы упорной борьбы за здоровье ребенка. Не буду вдаваться в подробности медикаментозного лечения и особенностей диагноза. Остановлюсь на том, какую лечебную гимнастику мы делали в течение долгих лет, и которая, как я считаю, принесла большие положительные результаты в физическом развитии дочери.
С самых юных лет доченьки я уяснила одну большую истину, которую почерпнула из одной статьи журнала «Работница» — заниматься с больным ребенком нужно постоянно, не взирая ни на какие праздники и выходные. Как вода точит камень, так и методичные, систематические занятия дают свой результат.
Но хочу сразу оговориться, что заболевание ДЦП и другие сопутствующие ему, настолько сложны, что нельзя одни и те же методики применять к разным пациентам. Еще раз подчеркну, что это только наш с Танюшей опыт.
В возрасте 1 года мы были на санаторно-курортном лечении в Евпатории, где лечащий врач посоветовал нам как можно чаще делать ей ванны (для расслабления мышц). Приехав оттуда, я в течение многих лет каждый день (!) по 2 раза в сутки купала Танюшу в разных отварах – с травами, с морской солью, со специальными составами, которые вычитывала в каких-то журналах.
Я сама в течение 10 лет занималась активно спортом, поэтому в силу физических упражнений верила всегда. Именно на физическую сторону развития ребенка я была нацелена. Постоянные упражнения делала сама с ней, и вместе со старшим сыном.
Изготовления щита и дальнейшие упражнения
У нас много было различных приспособлений, которые мы использовали. Опишу некоторые из них. В детской комнате стояла шведская стенка, к которой я ставила Танюшу, приучая ее к вертикальному положению. К этой стенке крепили специально сделанный щит. К этому щиту в буквальном смысле привязывали Танечку, фиксируя стопу при помощи брусков-ограничителей.
Щит можно было ставить под определенным углом к стенке (30, 45, 60 градусов), также можно было менять и угол наклона подставки для ног. В это время (когда ребенок был зафиксирован к щиту), я предлагала Танюше разные игрушки, за которыми ей приходилось наклоняться вниз. С моей помощью, а потом самостоятельно она делала это.
Не стоит ждать сиюминутных результатов, это все очень длительный период, поэтому нужно набраться терпения.
Обычные упражнения – подъем из положения лежа на спине за ручки в положение сидя, делала в любом месте и в любое время.
Сразу скажу, что у дочки не было никогда такой сильной спастики, чтобы нельзя было согнуть или разогнуть конечности.
Когда Танюша научилась самостоятельно сидеть, мы стали использовать обычный велосипедик трехколесный, в котором педали крутятся самостоятельно, без усилий. При помощи проволоки прикрутили ботиночки к педалям велосипеда. Танюшу сажали на велосипед, ноги вставляли в ботиночки и катали по квартире, тем самым тренируя мышцы ног.
Ручками она удерживала руль плохо, поэтому придерживали своими руками, можно и прибинтовать эластичным бинтом. Очень много помогал старший сын – для него это была своего рода игра, они вместе с Танюшей «гоняли» из комнаты в комнату.
Танечка научилась сама вставать у опоры, но делала она это неправильно, сразу как-то с носков (минуя этап вставания на колени). Для того чтобы закрепить в ее подсознании правильные движения, продумали вот что. На деревянных перилах старого дивана просверлили отверстия и вставляли туда длинную толстую деревянную рейку – для того, чтобы держаться руками.
У шведской стенки это упражнение делать неудобно, т.к. нет свободного пространства (головой ударяется в стенку). Танечку я ставила к этой рейке, прикрепляя ручки (можно прибинтовывать), и при помощи своих рук поочередно сгибала (по одной) ноги, приучая ее правильно опускаться на колени, а потом подниматься с них: сгибаем правую ножку в колене, ставим на колено, потом левую ножку сгибаем своими руками и тоже ставим на колено, обе ноги фиксируются на коленях, потом в обратном порядке поднимаем с колен, помогая разгибать ноги в коленях.
Делала это каждый день по несколько раз, у меня была целая методика последовательно выполняемых упражнений. К сожалению, за давностью лет, я сейчас не смогу точно дать дозировку и время.
Нам очень повезло в том плане, что у нас был свой личный столяр и плотник (дедушка Танюши), который и воплощал все мои идеи в жизнь. Когда Танечка начала немного передвигаться на ножках, мы сделали свои ходунки, в которых несколько раз водили ее из комнаты в комнату. Потом дедушка смастерил нам небольшую лесенку с перилами (как в детских садах), которую мы также фиксировали (при помощи крючков) к шведской стенке, и я учила дочку подниматься и опускаться на 3-4 ступеньки, также приучая ее к этим движениям.
После очередного курса лечения, мы привезли методическое пособие по диагональной гимнастике и дважды в день (вместе с неизменным моим помощником-сыном) делали с Танюшей упражнения. В силу того, что у нее нарушен интеллект, она не могла делать эти упражнения активно, все происходило в пассивной форме. Сын брал руки, я ноги и «работали» изо дня в день!!!
Очень хороший эффект дали упражнения с использованием фитбол-мяча. Купили специально для дочки этот тренажер, и я делала те упражнения, которые были нам по силам:
- Ребенок сидит на мяче, я придерживаю ее за разведенные колени. Делала легкие покачивающие движения вправо-влево, вверх-вниз. Ей приходилось удерживать равновесие, в это время очень хорошо работают мышцы спины, пресса. Тренируется вестибулярный аппарат.
- Укладывала Танечку на мяч на спину и, удерживая ее колени, помогала за одну ручку подниматься и опускаться. Очень хорошо для мышц живота. С течение времени моя помощь стала не нужна, Танюшка очень хорошо садится и встает.
- В положении лежа на мяче на животе, покачивала мяч вправо-влево и делал пружинящие движения мяча, обязательно поддерживая ее за спину.
- Ребенок в положении лежа на животе. Удерживала за ножки, направляя руками вперед к полу. На полу на расстоянии от мяча укладывала ярку игрушку, она шла на ручках к ней. Сначала можно это упражнение делать еще с одним помощником, потом самостоятельно. Тренируются мышцы рук, формируются навыки для ползания
- Ребенок сидит на мяче. Спускаться с мяча ножками на пол, фиксируя при этом правильное положение стоп на полу.
- Танюшку ставила ножками на мяч, удерживала за ручки и пружинящими движениями качала на мячике. Ей очень нравилось.
Вот те упражнения, которые я вспомнила сейчас. Очень прошу делать все это с большой осторожностью, соблюдая все меры безопасности, чтобы не травмировать ребенка.
Эти упражнения очень полезны не только для развития определенных групп мышц, но и для вестибулярного аппарата, что тоже очень важно для таких деток. И они очень положительно влияют на эмоции ребенка, им нравится!!!
Мой многолетний опыт говорит о том, что каждый случай очень индивидуален, но не нужно опускать руки, главное – методично и систематически (!) заниматься с ребенком! Тогда результат (пусть даже самый минимальный!) обязательно будет!!!
С уважением, Елена.
Елене и ее дочке от всей души хочется пожелать терпения, мудрости в преодолении всех трудностей возникающих на их жизненном пути. И выразить огромную благодарность за такой подробный, душевный рассказ и опыт лечения ДЦП с применением занятий ЛФК.
На этом я пока с вами прощаюсь, но не надолго, и буду всем благодарна если поделитесь статьей со своими друзьями, кликнув на кнопочки социальных сетей, чтобы и они прочитали этот рассказ.
Детский церебральный паралич – это следствие повреждений ребенка различными травмирующими факторами во внутриутробном периоде или во время родов. При этой болезни у малыша неправильно распределяется мышечный тонус, нарушается координация движений, затрудняется моторика. Нередко такие явления сопровождаются задержкой психического развития, происходят нарушения в развитии речи, появляются .
Основными причинами возникновения считают серьезную инфекцию во время , соматические (телесные) и эндокринные заболевания матери, рождение малыша до срока, родовую травму.
Впрочем, многое зависит и от эмоционального состояния будущей мамы во время . Например, все процессы развития плода могут протекать нормально, женщина выполняет необходимые рекомендации, проходят легко, однако у малыша наблюдается нарушение моторики. Нередки случаи, когда при первых осмотрах ребенка диагностируют перинатальную энцефалопатию (перинатальный – околородовой период, от 28 недель беременности до 7 дней после рождения; энцефалопатия – патология мозга), на которую указывает синдром двигательных нарушений; мышечную дистонию (нарушение мышечного тонуса) – гипер- или гипотонус, а через год появляется другой диагноз – детский церебральный паралич. Для родителей это как гром среди ясного неба. Но если разобраться, зачастую оказывается, что во время беременности женщина находилась в состоянии хронического , и это отразилось на ребенке.
Нормальное развитие ребенка до года
1 месяц: фиксирует взгляд, у него появляется улыбка.
2 месяца: лежа на животе, поднимает голову, поворачивает ее, улыбается, когда над ним наклоняется взрослый.
3 месяца: поворачивается со на бок.
3-4 месяца: начинает «гулить», реагирует на обращение близкого человека улыбкой, звуками и движениями рук и ног, подолгу играет с висящими над кроватью игрушками.
5 месяцев: переворачивается со на живот, берет игрушки и подолгу удерживает их в руке, начинает различать лица близких.
5-7 месяцев: начинает ползать на животе, затем на четвереньках. Произносит первые слоги: «ма», «ба», «да».
7-8 месяцев: самостоятельно садится и сидит, сам встает, стоит с поддержкой, переступает и опускается.
9 месяцев: ходит при поддержке взрослых за обе руки. Узнает предметы, игрушки, пытается называть их первыми слогами.
10-12 месяцев: пробует ходить самостоятельно, без поддержки. Произносит первые слова: «мама», «деда», «киса» и др. Может пить из чашки, захватывать ложкой еду из тарелки, подносить ее ко рту.
Что должно настораживать
Прежде всего следует внимательно наблюдать за младенцем: за его движениями, за тем, насколько симметрично, легко он двигает ручками и ножками, на какой стороне предпочитает лежать, как опирается на ножки в вертикальном положении, как следит за предметами, а впоследствии играет с ними, за его общением с окружающими.
Вот типичный случай: малышу шесть месяцев, но он в основном лежит, головку не держит, не говоря уже о том, чтобы хватать игрушки. При этом он может улыбаться, внимательно следить за мамой и другими членами семьи. Однако ножки его настолько напряжены, что развести их в стороны невозможно. Поэтому смена пеленки или памперса – целая проблема. Как только мама пытается вложить в ручку ребенка игрушку, его хорошее настроение резко сменяется недовольством и игра заканчивается слезами. Знакомые успокаивают – ведь малыш реагирует адекватно, улыбается и смеется, уверяют, что ребенок просто ленится.
Но вот ему уже 10 месяцев, а он все так же лежит, не желая играть в игрушки. Когда мама пытается его усадить, ребенок заваливается в сторону, не подставляя для опоры руку. Да и ходить малыш не в состоянии: ножки вытянуты, как струны, он опирается на носочки и не в силах сделать даже шаг.
Стоит насторожиться и тогда, когда малышу поставлен диагноз «перинатальная энцефалопатия». Иногда врачи успокаивают женщину, говоря, что подобные явления наблюдаются у каждого второго ребенка и что благодаря огромным компенсаторным возможностям детского организма малыш сам справится с этими неврологическими нарушениями. Так, действительно, бывает, но далеко не всегда.
Даже если малыша обойдет стороной , никакая неврологическая симптоматика бесследно не проходит. Неврологические проблемы до года могут обернуться синдромом двигательных нарушений, задержкой психомоторного развития, головными болями, (ночным ), раздражительностью, повышенной утомляемостью и двигательной расторможенностью. Все эти проблемы особенно явно проявляются в дошкольные и школьные годы.
Поэтому, если вы заметили какие-либо нарушения в моторном и эмоциональном развитии своего ребенка, постарайтесь как можно скорее обратиться к квалифицированному специалисту и принять эффективные меры по реабилитации. Важно не упустить время, иначе трудно будет исправить положение.
Отклонения в моторном развитии грудного младенца
Постоянно манипулирует одной рукой или ногой, при этом противоположная рука (нога) сильно сжата, в ней возможно движение, но незначительное, резкое и малоамплитудное.
Не удерживает позу сидя.
Не любит лежать на животе.
Если ставить ребенка на ноги, он опирается только на носочки или совсем не опирается на стопы, при этом ноги, согнутые в коленях, повисают.
При попытке попасть рукой в рот ребенок непроизвольно отворачивает голову в противоположную сторону.
В положении стоя опирается только на носочки и при этом скрещивает ноги.
Если диагноз подтвердился
Случилось так, что у вашего малыша ДЦП. Что делать?
Первое правило: не нужно винить себя и выяснять, почему это произошло. Болезнь нужно принять как факт, отбросить самобичевание и заняться восстановлением здоровья малыша.
Очень важно создать благоприятный эмоциональный фон в семье – для лечения ребенка это особенно важно, ведь ему всегда передается состояние матери. И если он будет чувствовать, что мама его очень любит, это повысит сопротивляемость организма к инфекциям, болезням, будет способствовать желанию малыша двигаться. Самое главное, чтобы у ребенка возникло это желание.
Второе правило: надо найти грамотного специалиста в области реабилитации детей с неврологической патологией. Простое улучшение мышечного тонуса – не результат. Если у ребенка не появляются самостоятельные скоординированные движения, он быстро возвращается в свое исходное патологическое состояние.
Третье правило: если у мамы возникло чувство, что ее малышу тяжело двигаться, что он зажат, что имеется очевидная задержка в развитии, необходимо как можно быстрее показать ребенка специалисту. Пусть лучше врач развеет напрасные материнские опасения, чем потом долго лечить малыша.
Как лечить ДЦП?
На сегодняшний день существуют разнообразные методики лечебной гимнастики и . К сожалению, зачастую детский носит крайне примитивный характер. Нередко врачи говорят маме, что она может делать его и сама. Когда ребенок здоров, это действительно возможно. Но если речь идет о серьезной патологии, неправильные движения только усугубят ситуацию.
Схожая картина и с . Продается масса пособий, где приводятся очень непростые упражнения, выполнение которых никому, кроме специалиста, доверить нельзя. Делая такие упражнения самостоятельно, мама может неправильно зафиксировать ножку или ручку малыша. Еще хуже, если ошибка будет постоянно повторяться – в этом случае у ребенка зафиксируется неверная поза. Движения быстро закрепляются в , и в дальнейшем это может обернуться большими трудностями.
Важно предугадать у малыша и вероятность образования О-образных или Х-образных ног. У ребенка с ослабленной мышечной системой при ходьбе может поменяться угол между коленом и голенью и развиться кривизна ног. А когда ребенок уже ходит сам, переучивать его гораздо сложнее – движения закрепились в головном мозге.
Поэтому нужно довериться грамотному специалисту, у которого за плечами большой опыт, знания и индивидуальный подход к каждому пациенту. Массаж, как, впрочем, и , не должны быть всегда одинаковыми. К примеру, все мы любим, когда нас гладят по голове, но когда плохо себя чувствуешь или устаешь, эти движения будут только раздражать. Все дети так или иначе реагируют на любой тактильный раздражитель, а у больного малыша эти чувства особенно обострены. Задача профессионала – проанализировать и понять, насколько его прикосновения будут полезны такому ребенку. Ведь даже если взрослый, относительно здоровый человек будет без наблюдения врача бездумно накачивать мышцы на тренажерах, он может спровоцировать заболевание.
Елена Третьякова,
врач
– Этапы обучения пользованию туалетом
– Как правильно удерживать младенца
– Как правильно поставить горшок
– Как учить ребенка быть самостоятельным
Одним детям требуется больше времени, чтобы научиться пользоваться туалетом, другим – меньше, но почти для всех это трудная задача. Разные семьи начинают обучать ребенка быть опрятным в очень разном возрасте, поэтому мы можем дать здесь только общие рекомендации.
Обычно у детей приблизительно в возрасте одного года появляется представление о том, для чего нужен горшок, и они начинают проситься на него, показывая жестом, что им нужно. Когда ребенок учится самостоятельно ходить, он часто бывает так поглощен этим занятием, что слишком поздно сообщает о том, что ему пора на горшок. Но, тем не менее, он постепенно становится самостоятельнее, и где-то к двум годам уже может потерпеть до того момента, когда закончит игру. Часто в этот период можно видеть, как ребенок начинает выгибаться и подпрыгивать, стараясь дотерпеть до последнего момента. Примерно в четыре года ребенок начинает самостоятельно ходить во взрослый туалет. Он уже может снять и надеть штаны, а потом освоит молнии и пуговицы.
Мы видим, что для того, чтобы научить малыша быть опрятным, требуется много времени. Иногда случаются неудачи, например, когда ребенок возбужден или чем-то занят или когда его внимание сосредоточено на освоении других навыков, например, когда он учится ходить.
Ребенку с церебральным параличом, у которого много проблем с движениями, возможно, потребуется больше времени, чтобы научиться не пачкать и не мочить штанишки. Так что не поддавайтесь соблазну и не сравнивайте его с детьми ваших друзей или с его братьями и сестрами. Неважно, сколько времени
потребуется для достижения результата, важно
поощрять стремление ребенка быть самостоятельным и давать ему возможность учиться с подходящей именно для него скоростью.
Например, ребенку с церебральным параличом потребуется больше времени, чтобы научиться сохранять равновесие в положении сидя, поэтому ему труднее расслабиться, сидя на горшке, и понять, что от него требуется.
Если все ваши попытки научить малыша ходить в туалет заканчиваются провалом, не падайте духом. Кроме физических трудностей, тут могут быть и другие причины. Например, малышу может казаться, что после рождения младшего брата или сестры он получает недостаточно внимания, или он видит, что вы больше занимаетесь им, когда меняете ему подгузник, чем тогда, когда он самостоятельно сидит на горшке.
Одежда
Подгузники и непромокаемые штаны
Выбирайте удобные для ребенка подгузники, которые крепко застегиваются, хорошо впитывают жидкость, с дополнительной защитой от протекания. Детям с пупочной грыжей рекомендуются специальные памперсы, которые маркированы на пакете надписью «Pampers 4 micro-nappies», у такого памперса есть специальный вырез, который оставляет пупок свободным.
Если у вашего малыша чувствительная кожа, лучше использовать дополнительные прокладки или мягкие хлопчатобумажные вкладыши в подгузники – они защищают кожу от раздражения. Большинство родителей считают, что непромокаемые штаны с завязками удобнее, чем застегивающиеся на кнопки.
Некоторые младенцы с пониженным тонусом ограничены в своих движениях из-за того, что их ноги чрезмерно согнуты, отведены и повернуты наружу в тазобедренных суставах. Подгузник создает дополнительный объем между ножек, при этом нарушение в движениях усугубляется, что мешает ребенку сидеть, переворачиваться, вставать на четвереньки и ползать. Очень важно начать удерживать бедра ребенка в более нейтральном положении, прежде чем у него начнут развиваться неправильные компенсаторные образцы движений. Специалист, который занимается с вашим ребенком, покажет вам, как это можно сделать с помощью легкой хлопчатобумажной пеленки, которая складывается треугольником и фиксирует бедра поверх подгузника.
Для этого прекрасно подходят пеленки из мягкой махровой ткани, хотя их и приходится часто стирать. Пеленку можно складывать разными способами, чтобы контролировать излишнюю внешнюю ротацию или асимметричное положение бедер.
Многим родителям больше всего нравятся непромокаемые штаны с поливинилхлоридным наружным покрытием и мягкой махровой тканью внутри. Их обычно используют вместо памперсов, когда хотят научить малыша быть опрятным. Памперсы среднего размера для детей от года до двух-трех лет очень гигроскопичны и выкроены так, что между ножками ребенка оказывается только узкая полоска. Подвижным детям это не мешает двигаться.
Трусы и штаны
Когда ребенок в возрасте от года до трех лет уже научился какое-то время терпеть и сам ходит в туалет, лучше всего покупать ему обычные трусы. Для ребенка постарше с более тяжелыми проблемами подойдут штаны с эластичным верхом и с отстегивающейся передней частью, которая крепится липучками на талии.
Полезные приемы
Есть одно золотое правило,
как менять подгузник ребенку (о нем нужно помнить и тогда, когда вы надеваете сухой подгузник, и когда снимаете мокрый), особенно оно касается детей с преобладающим тонусом в мышцах-разгибателях. Никогда не поднимайте ребенка за обе ноги одновременно
– его центр тяжести сразу переместится к плечам и голове, а это приведет к тому, что спастичность в ногах усугубится. Лучше поднимать ноги ребенка по очереди, при этом поворачивая его таз.
Большинство детей с детским церебральным параличом лежат на спине в асимметричной позе. Асимметрия развивается особенно рано у детей со спастической гемиплегией (когда нарушения движений есть только в одной половине тела). Можно избежать асимметричного положения во время смены подгузника, если использовать коврик для пеленания с полукруглым вырезом в середине и приподнятым бортиком по сторонам. Вы можете положить ребенка так, чтобы рука и нога на спастичной стороне тела, которые находятся в ретракции (то есть смещены назад), лежали на бортике (рис. 15.1).
В некоторых случаях, чтобы удержать ребенка в симметричном положении, уменьшить разгибание тела или ретракцию, удобно менять подгузник на клиновидной подушке или на другой наклонной поверхности.
Вот четыре этапа обучения опрятности:
– начало формирования контроля;
– произвольный контроль;
– обучение самостоятельности;
– самостоятельность.
Начало формирования контроля
Многие дети с церебральным параличом, сидя на горшке, чувствуют себя неуверенно, поэтому им трудно расслабиться и сидеть чуть наклонившись вперед, в позе, которая способствует сокращению брюшных мышц и освобождению кишечника.
Куда поставить горшок?
Важно поставить горшок в таком месте, чтобы ребенок чувствовал себя безопасно и мог расслабиться. Если он не удерживает равновесие в положении сидя, маме придется самой поддерживать его и следить за тем, чтобы его бедра были согнуты, ноги разведены, а плечи и руки выведены вперед (рис. 15.2).
Рис. 15.1. Так вы можете во время смены подгузника использовать бортик коврика для пеленания, чтобы избежать асимметрии или ретракции плеча и бедра с одной стороны.
Рис. 15.2. Можно поставить горшок на стул между своих ног, так будет легче перенести вес тела ребенка вперед, удерживая его бедра согнутыми и разведя ему ноги.
Выбор горшка
Мы очень рекомендуем горшок такой формы, потому что он устойчивый, с прочным расширяющимся к низу основанием и хорошей спинкой. Ребенок чувствует себя на нем удобно и безопасно, может поставить обе ноги на пол (рис. 15.3).
Рис. 15.3. Горшок фирмы Mothercare.
Музыкальный горшок
Некоторые мамы обнаружили, что горшок, который играет мелодию, когда ребенок успешно справился со своей задачей, является очень хорошим стимулом. Чаще всего, независимо от пола ребенка, используют горшок для мальчиков, у которого есть передняя стенка, защищающая от брызг.
Для ребенка, который может сидеть с поддержкой, мы рекомендуем такой пластиковый (его легко мыть) стульчик с горшком и со съемной деревянной перекладиной впереди. У стульчика широкое основание, поэтому он очень устойчив (рис. 15.4,а). Для детей постарше рекомендуется стульчик с горшком фирмы Smirthwaite – его высоту можно регулировать. При необходимости к нему можно присоединить регулируемую подставку для ног (рис. 15.4,6).
На рис. 15.5 и 15.6 представлены две очень простые конструкции, мы успешно использовали их для детей более старшего возраста, которые могут удерживать равновесие в положении сидя, но не могут расслабиться на горшке, если им не за что держаться руками. В первом варианте горшок ставится в прочную картонную коробку с перекладиной, за которую можно держаться (рис. 15.5), а во втором – в перевернутую табуретку (рис. 15.6). Другой способ дать ребенку возможность почувствовать себя безопасно и расслабиться – поставить горшок в угол комнаты, а к нему придвинуть стул или табуретку.
Рис. 15.4. а – стульчик-горшок фирмы Mothercare со съемной перекладиной; б – регулируемый стульчик с горшком фирмы Smirthwaite.
Рис. 15.5. Горшок, поставленный в картонную или деревянную коробку с перекладиной, за которую можно держаться руками.
Рис 15.6. Горшок, поставленный внутрь большой перевернутой табуретки, дает ребенку ощущение безопасности, а перекладины табуретки расположены как раз на таком уровне, что ребенок может за них держаться.
Произвольный контроль
Приучение к горшку – вопрос, который многие десятилетия интересует педиатров, детских психологов и других специалистов по детскому развитию. Эта проблема обсуждается во многих изданиях для родителей по воспитанию детей, каждая такая книжка отражает взгляды, популярные в момент ее написания. Родителям детей с церебральным параличом неизбежно придется самим решать, когда и как обучать малыша этим навыкам. Мы хотим только обратить внимание на особые потребности ребенка, связанные с его двигательными нарушениями. Полезно подчеркнуть следующее.
– Регулярность.
В идеале, когда ребенок дома, нужно сажать его на горшок через равные промежутки времени, даже если он уже вышел из младенческого возраста.
– Объяснения.
Объясняйте ребенку, почему вы собираетесь посадить его на горшок, и чего вы от него при этом ждете.
– Одобрение – желание заслужить похвалу.
У ребенка должно появиться желание доставить вам удовольствие, иначе он не поймет, зачем переставать пачкать подгузники.
Вы, в свою очередь, должны дать ему:
– Ощущение безопасности.
Не уходите далеко, чтобы ребенок мог позвать вас. Тогда он будет чувствовать себя в безопасности, зная, что вы в любой момент придете ему на помощь.
– Стимул.
Всегда хвалите ребенка за то, что у него сухие и чистые штанишки. Но так же важно не
нервничать, не
сердиться и внутренне не
раздражаться в случае неудачи. От этого малыш только станет тревожнее или начнет упрямиться.
Обучение самостоятельности
Первый этап
Можно считать, что ребенок достиг «первого уровня» самостоятельности, если научился сообщать вам, что ему нужно на горшок. Очень важно, чтобы жест или слово, которое он употребляет для этого, были известны не только вам, но и всем, с кем он проводит время. Похвала и поощрение очень важны на данном этапе.
Полезно помнить, что обычно контроль над дефекацией появляется приблизительно в 19 месяцев, раньше, чем контроль за мочеиспусканием, да и заметить, что ребенку нужно «по-большому» гораздо легче. Контроль за мочеиспусканием в дневное время появляется примерно в 21 месяц. Как правило, мальчики обучаются этому позже девочек, но и те и другие сначала привыкают не мочить и не пачкать штаны днем, и только потом могут научиться контролировать себя ночью.
Второй этап
Этот уровень самостоятельности достигается, когда ребенок может:
– взять и отнести на место свой горшок;
– самостоятельно сесть и встать с горшка;
– снять и надеть штаны.
Вы можете помочь ребенку,
– выбрав горшок, на котором ему удобно сидеть, поставив обе ноги на пол;
– поставив горшок в такое место, где он будет чувствовать себя безопасно и где сможет держаться, если ему трудно сохранять равновесие;
– дав возможность держаться за что-то руками, когда он садится и встает с горшка;
– помогая ему в течение всего дня учиться вставать из положения сидя, надежно захватывать предмет и держаться одной рукой, и другим необходимым навыкам.
Специалист, который занимается с вашим ребенком, покажет вам, как разделить обучение этим навыкам на маленькие шажки. Например, можно начать с того, что малыш делает сам первое и заключительное движение, а затем самостоятельно садится на горшок. Рис. 15.7 показывает, как ребенок может держаться за тяжелый стул, когда учится снимать штаны.
Если ребенок уже научился по вашей просьбе приносить горшок, ставьте его всегда в одно и то же, удобное для малыша, место и объясните всем, с кем ребенок остается в течение дня, что он уже умеет сам брать горшок.
Рис. 15.7. Когда ребенок начинает учиться снимать и надевать штаны, иногда бывает удобно держаться рукой за тяжелый стул.
Рис. 15.8. Мальчику бывает легче справиться с горшком в таком положении, если есть перекладина, за которую он может держаться рукой. Мальчику, который хочет делать все сам, но не умеет стоять, можно на короткое время разрешить пользоваться горшком стоя на коленях – это поможет ему почувствовать себя самостоятельным (рис. 15.8).
Специальные приспособления для туалета
Если ваш ребенок уже дорос до того, чтобы пользоваться туалетом, важно обеспечить ему возможность сидеть безопасно, чтобы мышцы живота могли расслабиться. Под ноги нужно поставить специальную подставку или коробку с нескользкой поверхностью. Могут понадобиться также подлокотники или специальные перила.
Рис. 15.9. Сиденье Колумбия", детская модель.
Рис. 15.10. Адаптированное сиденье для унитаза.
Приспособления следует подбирать с учетом индивидуальных потребностей вашего малыша. Мы же просто расскажем о том, что кажется удобным многим родителям. Для старших детей, которым нужна дополнительная поддержка, мы рекомендуем специальное сиденье «Колумбия» (детскую модель). У такого приспособления есть пластмассовая спинка, которая по форме соответствует спине ребенка, высоту спинки можно менять, и все сиденье легко снимается с унитаза (рис. 15.9). Для того чтобы дополнительно зафиксировать ребенка, можно использовать ленты из широкой тесьмы, отрегулировав их длину. Величина отверстия унитаза уменьшается за счет детского пластмассового сиденья с передней стенкой, которая защищает от брызг. Кроме этого, можно приобрести подлокотники и пластмассовую подставку для ног, высота которой легко меняется.
Ребенку, который хорошо удерживает голову и спину, прекрасно подойдет специальное адаптированное сиденье для туалета. Оно сделано из пластмассы, соответствует по форме телу ребенка, у него есть небольшая спинка и передняя стенка для защиты от брызг. Оно подходит к сиденью стандартного унитаза, легко снимается и не требует дополнительного крепления (рис. 15.10).
Самостоятельность
Чтобы быть полностью самостоятельным, ребенок должен:
– уметь самостоятельно передвигаться или уметь пользоваться коляской;
– уметь сидеть, вставать из положения сидя и частично удерживать равновесие стоя;
– уметь захватывать рукой перекладину и отпускать ее, а также иметь навыки в мелкой моторике;
– справляться с такими застежками, как пуговицы и молнии;
– уметь пользоваться туалетной бумагой;
– уметь спускать воду в туалете;
– уметь мыть и вытирать руки.
В этом списке приведены некоторые важные навыки, без которых ребенок не сможет самостоятельно пользоваться туалетом. На протяжении всей книги мы пытаемся показать, как одни двигательные навыки встраиваются в новые или вытекают из других, а также много говорим о важности использования приобретенных навыков в новом положении тела или в новой ситуации. Без этого ребенок не сможет успешно справляться со своими повседневными задачами. Это хорошо видно на примере самостоятельного пользования туалетом, потому что для этого требуется взаимодействия многих двигательных навыков.
Как вы помните из предыдущих глав, двигательные навыки формируются не сразу, а маленькими шажками. Поэтому, как только ваш ребенок дошел до того этапа, когда он может сам пойти в туалет, вы должны обеспечить ему все, что нужно для того, чтобы он делал это полностью самостоятельно. Тут может помочь и складное сиденье, и перила, за которые он будет держаться, и нескользкий коврик, и устойчивая подставка под ноги. Важно также, чтобы ребенок легко мог достать туалетную бумагу и чтобы ручка для спускания воды была приспособлена к возможностям ребенка.
Наконец, если вы беспокоитесь из-за того, что ваш ребенок никак не перестает пачкать и мочить штаны, или если у вас есть еще какие-то вопросы, обязательно посоветуйтесь со специалистом (см. главу 2).