Чтобы понять, как научить ребенка считать, стоит изучить несколько разных методик, которые рекомендованы ведущими педагогами развивающих дошкольных учреждений. Вместить в память маленького человечка сразу весь числовой ряд не получится. Поэтому каждый метод нужно разбить на этапы, включающие в себя несколько уроков-упражнений, позволяющих правильно научить ребенка считать.
1) Считаем в 6 месяцев
Обучение своего ребенка счету маме необходимо начать, когда ему исполнится полгода. В этом возрасте малыш еще не готов считать цифры, а вот к игровым упражнениям - в самый раз! Важно, чтобы в процессе игры развивалось восприятие числа объектов и их наличия, а также образное мышление. Многократное повторение игр «Сорока-ворона», «Вышли пальчики гулять», «Ладушки» и т.п. помогают не только развеселить малыша, но и улучшить у него мелкую моторику рук и пальцев.
2) Считаем в годик
Подскажет, как научить ребенка считать игра с матрешками или игрушками на полке. Превращая одну большую матрешку в несколько маленьких или расставляя на полочку плюшевых зверей, нужно объяснять ребенку, что сначала фигурка стоит одна, а потом их становится много. Это упражнение должно стимулировать у малыша желание сосчитать фигурки, но если интерес не наблюдается, то лучше вернуться к занятию позже - в 2 или в 3 года.
3) Считаем в 4 года
Как научить ребенка считать и понимать процесс счета, если он не умеет сравнивать? Малыш, не понимающий, что больше, а что меньше, может заучить числа, но не сможет их правильно применять и быстро считать в уме. На помощь вновь придут предметы и игрушки разного размера.
4) Считаем в 5 лет
Данный этап подразумевает визуализацию чисел. Полезными станут карточки с изображением цифр и соответствующего числа объектов. Можно также сравнивать форму каждой цифры с похожим предметом: двойка-лебедь, семерка-кочерга и т.п. Хороший вариант научиться хорошо считать - таблица «Стосчет» Зайцева. Она помогает соотносить количество кружочков с цифрой в графе, и с применением такой таблицы можно придумать много интересных упражнений: попросить показать, сколько малышу лет, сколько лет его родным, сколько ног у собаки и т.п.
5) Считаем в 6 лет
Освоив цифры можно учить ребенка считать примеры. Малыш должен знать, что каждое число состоит из определенного количества «единичек», но математические действия должны выполняться с группой чисел, а не путем пересчета единиц на пальцах. Перед глазами ребенка должен быть числовой ряд, чтобы понимать, какая цифра больше, а какая меньше. В этом возрасте важно научить ребенка устно считать простейшие примеры в одно действие.
Рассмотрим несколько вариантов развивающих игр для дошкольников, которые покажут, как научить ребенка считать.
Игра «Паровозик со спичками»
Для этой игры потребуются спичечные коробки (со спичками) в количестве 9 шт., бумага девяти разных цветов, краски, двухсторонний скотч, клей, ножницы.
В этой игре предусмотрен целый комплекс упражнений для того, чтобы научиться считать, делать аппликации, развить моторику пальцев и умение различать цвет. Первым делом, малыш достает спички из коробков. Это будут так называемые «пассажиры поезда».
Сами «вагоны» будут представлять собой 9 коробок из-под спичек, обклеенные цветной бумагой. Их может сделать сам малыш или его мама. Участвующим в игре предстоит также наклеить на цветные вагоны номера - цифры от 1 до 9.
В каждом вагончике будет ехать число пассажиров, соответствующее цифре на корпусе: в красном вагоне «поедет» одна спичка, т.к. на нем стоит цифра «1». Можно также раскрасить спички-пассажиры в цвета, соответствующие вагону.
Последний штрих - размещение «путешественников» на вагонах поезда с помощью скотча.
Обучение счету с помощью игры «кубиков знаний»
Перед тем, как научить ребенка считать цифры, следует тренировать память ребенка пересчетом пуговиц на рубашке или ступенек на лестнице. Однако, лучше всего справиться с обучением счету в пределах пяти цифр помогут «кубики знаний». Их можно приобрести в магазинах канцтоваров или игрушек в количестве 108, по 36 в каждой коробочке.
В дополнение к кубикам нужно иметь карточки с изображением цифр от 1 до 5 и небольшую коробочку, на дне которой будут начерчены пустые клеточки. Размер каждой из них должен быть чуть больше площади ребра кубика, чтобы ребенок без труда мог его там разместить.
Если купить кубики не удалось, их можно сделать самостоятельно из бумаги, а внутри заполнить их пенопластом или крупой, после чего обмотать скотчем для прочности.
Первый шаг состоит в том, чтобы понять, сколько кубиков, стоящих подряд, может сразу сосчитать малыш без пересчета пальцем. Для этого попеременно нужно ставить разное число фигур рядом в коробочку.
Начинать игру нужно с того, чтобы ребенок взял в руки один кубик, установил его в клеточку слева и положил перед коробкой карточку с цифрой «1». Потом нужно добавить к одному кубику второй и спросить малыша, сколько кубиков он теперь видит. Когда он назовет цифру «2», значит карточку с цифрой «1» нужно будет заменить.
Преимущества такого метода по сравнению со счетными палочками и счетом на пальцах в том, что ребенок видит целую картину из выстроенных в ряд, а не хаотично, фигур и пустых клеточек. Именно это помогает ему в будущем отождествлять эти картины с числами.
Игра с кубиками «Домик для гномиков»
Эта игра помогает подготовиться к более сложному этапу - научиться считать десятками, в частности обучиться складывать и вычитать группы чисел. «Гномик» - это кубик, «дом» - коробка, а «комната» - клетка. Ребенок должен завести в дом одного гномика, затем по одному остальных.
Накрыв верх коробки рукой, взрослый спрашивает: “Сколько гномиков останется в домике, если один/два/три из него выйдут? “. Кубики убираются малышом, а затем - для проверки - открывается коробка.
Заниматься с ребенком стоит каждый день, длительность урока - 15-20 минут. Таким образом осуществляется подготовка малыша к школе на протяжении 6 лет. К этому времени у него выработается правильное мышление и хорошее умение считать.
Пожалуй, начинать надо после годика. Конечно же, чтобы понять, как научить ребенка считать, нужно и самому уяснить, что в два года ребенок до ста считать не будет, разве что если заучит все как стих. Тем не мене, существует схема поэтапного обучения. Если следовать ей, то проблем в изучении счета не будет. Главное, как известно, начать, а там уже дело за техникой.
Первый шаг
Для того, что бы развивать мелкую моторику пальцев малыша, необходимо еще до года играть с ним в традиционные «Куй-куй башмачок» и «Сороку-ворону». Можно также читать ребенку разные стишки и считалки, но не стоит акцентировать его внимание на числах. На данном этапе ему стоит понять, что игры с родителями – это весело и увлекательно. По сути, этот этап – пролог перед обучением.
Второй шаг
Когда малышу исполнится первый год, нужно начать знакомство с понятием «много». Очень хорошо учить его на примере матрешек. Сначала показываем одну, а затем достаем остальные, рассказывая, что их стало много. Можно расставить на полке мелкие игрушки, в руке – одна, а на полке - много. Хорошо действует метод, когда ребенок сначала сам дает вам одну игрушку, а затем много. При этом вы должны акцентировать его внимание на этом. Не забывайте каждый раз после занятий хвалить сына или дочку, но не настаивайте, если ваш ребенок потерял интерес к игре – пусть займется чем-то другим.
Третий шаг
Теперь в дело пускаем все, что можно сравнивать. Нужно предлагать ребенку вещи разного размера – большие и маленькие, или чайную и столовую ложки. Рассмотрим вариант для девочки и усложним задачу. Например, в одном домике живет одна куколка, во втором – много. Две куклы пошли в гости к подружке, и во втором домике их стало меньше. Теперь во втором домике на две куклы больше. Для мальчиков, естественно, больше подойдут не куклы, а гаражи с машинками. Если вашему малышу будет интересно этим заниматься, посчитайте вместе, сколько машин или кукол в гараже, или домике.
Четвертый шаг
В этом возрасте ребенок уже учится понимать, какое число сопоставимо с определенным количеством предметов. Как научить ребенка правильно считать? Для этого вам понадобится карточки с картинками, на которых будут нарисованы числа и, например, животные. Здесь визуальное восприятие играет важнейшую роль. Пора знакомить чадо с цифрами: показываем карточку с числом три и карточку с тремя котиками, карточку с числом два и двумя елками, и так далее. При этом, знакомя с числами до десяти, обязательно нужно показывать их на пальцах, объясняя, что единица похожа на худенького человечка, а двойка – на лебедя. В настоящее время продается масса карточек с видоизмененными изображениями животных, деревьев, которые помогут в обучении. На данном этапе учимся считать до десяти и обратно вот таким образом.
Пятый шаг
Ребенку скоро в школу, так что нужно понимать количественное значение чисел. Объясняем, что цифра «три» состоит из трех единичек, пять – из пяти единичек и так далее до десяти. Также ребенка нужно обучать, какое число больше, а какое меньше, какое из них идет впереди, а какое – позади. Сделать это можно на числовом ряду, который продается во многих детских магазинах. Для того, что бы решать задачки на одно действие в стиле «где больше, где меньше» и «сколько», можно приобрести настольные игры под названием «Точечки» или «Посчитай-ка».
Следуя этим простым шагам, вы постепенно научите ребенка считать и принимать более сложные математические решения. Как научить ребенка считать? Примеры приведены ниже:
- Всегда считайте только то, что ребенку будет интересно – деревья, вороны, лавочки в парке, машины или ворон. В общем, тут все зависит индивидуально от ребенка.
- Никогда не начинайте учить с цифр – развивайте мышление малыша и его воображение.
- Считайте вслепую. Например, засунув в мешочек или пакетик несколько машинок, попросите малыша засунуть туда руку и посчитать количество предметов, не вытаскивая их оттуда.
- Не забывайте про считалки и другие спортивные игры, связанные с числами. Возьмите на заметку. Что счет стоит начинать со слова «один», а не «раз», как это принято в большинстве случаев. Таким образом, вы можете запутать ребенка.
- Следите, чтобы счет малыша не опережал его действия, когда он показывает пальчиком на предметы. Он должен делать все одновременно, или сначала показывать пальцем, а потом говорить.
- Не знакомьте ребенка с цифрой ноль до четырех лет. Когда он уже будет знать счет до десяти, можно положить на стол много игрушек, затем убрать их и сказать: «Это ноль – на столе не осталось ничего».
- Основным признаком готовности ребенка к школе является момент, когда он может посчитать все предметы, не прикасаясь к ним, а также не повторяя числа.
Но как научить быстро считать ребенка, если скоро нужно идти в школу, а с понятиями элементарной математики есть некоторые проблемы? Для этого нужно постоянно заниматься с малышом и решать вместе с ним простенькие задачи, связанные со складыванием и вычитанием чисел. Например, предложите ему представить в уме, сколько станет котиков, если их сидело в корзинке четыре, а позже к ним пришел еще один. Когда вы задаете такой вопрос, ребенок начинает прибавлять к видимым предметам невидимые, что развивает его вычислительные способности (еще лучше, если у вас действительно будут котята в доме). В другом случае можно взять для обучения что угодно, например те же машинки. Учтите, если малыш не понимает, как прибавить новый предмет к уже имеющимся, не ругайте и не критикуйте его. Нужно упрощать задачу. Как это сделать? Спросите, сколько станет котят, если к ним придет пятый? Такой прием поможет вашему ребенку осознать, что к числу четыре необходимо прибавить «один», и котят станет пять. Значит, нужно называть следующее число.
Чтобы усвоить сложение более четко, старайтесь поначалу ориентировать ребенка на число пять. Пытайтесь научить его найти, сколько не хватает до пяти, и наоборот, на сколько число больше, чем пять. Дело в том, что числа до пяти дети представляют в уме, а все что после – как сумму чисел.
Теперь вы знаете самые распространенные методы, как научить ребенка считать. Начинайте еще до годика с самых простых упражнений, чтобы развивать моторику и мышления малыша, и в школу он пойдет, умеючи считать и писать.
Многие дети слышат фразу: «Вот пойдёшь в школу, там тебя научат считать». Однако с учётом современных требований к поступающим в начальное звено учебного заведения, без базовых знаний в счёте ребёнка в школу просто не примут.
Требования к поступающим в первый класс школы
Родители должны дать ребенку базовые знания необходимые для поступления в школу
Стандарт образования, по которому работают все школы постсоветского пространства, претерпевает значительные изменения год от года. И с каждой доработкой он становится всё более строгим к тем знаниям и умениям, которыми ребёнок должен обладать до первого класса. Счёт – это один из ключевых навыков, которым должен владеть малыш. Итак, будущие первоклассники должны
- Знать, как выглядят цифры от 1 до 10;
- Производить сложение и вычитание в пределах 10;
- Иметь представление об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике);
- Понимать, что значит «больше», «меньше», «поровну»;
- Уметь сравнивать ширину, количество и толщину предметов.
Задача родителей помочь ребёнку понять логику простых арифметических действий.
Игровые методы
Запоминание цифр должно быть систематическим и поначалу наглядным
Взрослому человеку трудно представить, что элементарная последовательность цифр может вызывать недоумение: почему после 9 следует 10, а не 11. Но для детей – это действительно непонятно. Поэтому запоминание цифр и выполнение простейших математических действий должно быть систематическим и поначалу наглядным. Психологи советуют начинать занятия после достижения годовалого возраста. С этого периода дети начинают воспринимать абстрактные понятия. Первое время отлично подойдут потешки и считалочки. Например, стишок про сороку-белобоку, которая кашку варила, не только поможет усвоить порядок цифр от одного до пяти. Также педагоги рекомендуют:
- Как можно чаще пересчитывать предметы, которые находятся в поле зрения малыша (игрушки, лавочки на детской площадке, ступеньки в подъезде и т.д.);
- Проводить занятия не только индивидуально со своим ребёнком, но и привлекать ребят во дворе (таким образом возникает дух соперничества, который играет большую роль в познании всего нового у малышей);
- Знакомить с понятиями «мало» и «много» (предложите малышу определить большую и маленькую игрушку, или сравнить, в какой тарелке больше печенья);
- Для поклонников научного подхода к развитию ребёнка, можно приобрести набор палочек Кюизенера (этот дидактический материал не только помогает обучить счёту, но и знакомит ребёнка с формами предметов и оттенками цветов);
- Запомнить как выглядят цифры можно постоянно обращая внимание ребёнка на номера машин или домов, которые регулярно встречаются на вашем пути.
Приёмы обучения устному счёту
Существует методика, позволяющая в игровой форме добиться от малыша усвоения основ счёта.
Уже в первые недели первого класса малыш должен будет справляться с задачей элементарного устного счёта, без использования палочек или пальцев. Поэтому родителям нужно познакомить ребёнка с простейшими математическими операциями. Существует специальная методика, позволяющая в игровой форме добиться от малыша усвоения основ счёта. Суть этого метода сводится к следующему: с помощью постоянного повторения, малыш знакомится с цифрами от 1 до 5, от 1 до 8 и от 1 до 10. При этом усвоение сложения и вычитания происходит одновременно с запоминанием цифр.
- Чтобы освоить цифры от 1 до 5, рекомендуется использовать любимые игрушки ребёнка. Для начала пересчитайте их – малышу будет легче запомнить названия цифр по ассоциации с названием игрушки. Затем предложите сложить их по одной в ящик и обратите внимание ребёнка, что, прибавляя одну, общее количество увеличивается. Также можно показать и принцип вычитания.
- Усвоив сложение и вычитание можно привлекать невидимые предметы: в руке три конфеты. А сколько их будет, если бы бабушка дала ещё одну?
- Объяснить, что при перестановке слагаемых сума не меняется: 2+3=5 и 3+2=5. Сначала эти примеры показать на конфетах, а потом повторить в уме.
- Чтобы перейти к счёту до 8, нужно объяснить состав числа. Например, 4+4=8, или 3+5=8, или 6+2=8. Также как и в предыдущих случаях, для начала покажите операции наглядно, а затем добивайтесь повторения устно.
- Постепенно переходите к счёту до 10. За основу возьмите цифру 7 и, используя её, покажите из чего «состоит» 10.
Главный принцип обучения ребёнка счёту – не торопиться. Темперамент у всех малышей разный, поэтому некоторым нужно пару дней, чтобы научиться считать в уме, а кому-то и месяца мало. Терпение и любовь должны стать надёжной основой обучения маленького человечка.
Как преодолеть возникающие трудности
Терпение и любовь это основа в обучении ребенка
Освоение любых знаний не даётся ребёнку и его родителям легко. Главное – не терять веры в успех и стараться вместе преодолевать все трудности, возникающие на пути к познанию мира. Этот принцип справедлив и для усвоения навыков правильного устного счёта. Часто случается так, что, даже умея считать, малыш много ошибается. В этом случае решением должны стать постоянная практика и ряд приёмов опытных педагогов:
- Познакомьте ребёнка с домашними бытовыми приборами, например, с термометром. Пусть малыш ежедневно отмечает показания температуры воздуха, а затем вместе с ним сравнивайте погоду и сопоставляйте числа показаний.
- Чаще обращайтесь к ребёнку с просьбой сказать время. Усложняйте задачу таким просьбами, например: «Скажи мне, сколько будет времени через 15 минут».
- Составляйте разные фигуры из заданного количества счётных палочек.
- Привлекайте фантазию – придумывайте сказки и считайте, сколько в ней героев, сколько событий произошло по сюжету и т.д.
Немецкий матемаик Дэвид Гильберт говорил об одном из своих учеников: «Он стал поэтом - для математика у него не хватило фантазии».